FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
   СНОБИЗМ ВИНТИКОВ
   
Автор: Леонид Багмут  
 	Откровения редко приходят в голову человеческую – в основном там хрипит любимая пластинка. Бездарные мысли и трафаретные чувства пляшут нехитрый свой танец. И кажется, что именно он составляет суть личности. Если так, то личность есть явление очень убогое и тривиальное. Даже смеяться над ней неприлично – калека ведь. 
  	 
Если смотреть на историю рода человеческого трезво и реалистично, то впору повеситься на собственном галстуке: они красивые, элегантные и очень прочные. Галстук может не только пассивно-соглашательски висеть на шее хозяина – может  активно-целеустремлённо поддерживать его за горло. Впрочем, такие случаю очень редкие: людям, профессионально изучающим историю, делают прививку цинизма и несерьёзности – от греха подальше. 
  	 
Наивную душу легко привести в отчаяние по определению: привыкшие к априорной справедливости не выносят крушения своих иллюзий. Потеря нравственной и мировоззренческой невинности является болезненной процедурой и часто сохраняется как незаживающая рана. Человек, раскрывший другому глаза на истинное положение вещей – плохой хирург в лучшем случае. Но чаще – сладострастный палач. 
  	 
Личность медленно выходит из болота растительного существования. А выйдя – часто возвращается обратно, чтобы отдохнуть  в родных пенатах. Именно потому идиотизм простого бытия из века в век воспевают владеющие слогом – как золотой век человечества, оставшийся в прошлом. 
   
Это иллюзия: жизнь в болоте, на природе и в лесу ещё страшнее, чем в городе и на асфальте. Это всё из серии «раньше было лучше». Действительно раньше было намного лучше – но только для людей, которые жили намного раньше. Раньше можно было убить недостойного жить человека. А ещё раньше - впридачу и съесть. А совсем рано – ходить на четвереньках, не теряя ни чести, ни достоинства, ни деловой репутации. 
   
Раньше много было можно – но в очень узких пределах. Жизнь чем раньше, тем больше сводилась к формату простому и незатейливому: либо я ем – либо меня едят. Нравственность сводилась тоже к двоичной системе: я ем – хорошо, меня едят – плохо. Неврастеники долго не жили, а душевный покой обеспечивался совпадением общественной морали и нравственности. А что же ещё простому человеку надо? Надо только помнить, что простота, за редким исключением, всегда хуже воровства. 
   
Сказки о Добром Старом Времени согревают очерствевшие в многоквартирных курятниках души человеческие. Сказки для того и существуют, чтобы снизить тяжкое давление повседневной суеты. В отличие от пасторали, цивилизация обезличивает плоды труда человеческого. Мы всё получаем неизвестно от кого и всё отдаём неизвестно кому. Раздаём и получаем рекламации и похвалы. Рекламации, как правило увесистые, а комплементы чаще сомнительные. Обезличенность угнетает душу – а ведь раньше всё было лучше. 
   
На грунте человек был частью биоценоза. Его жизнь имела очевидный смысл и естественное оправдание. На асфальте человек стал часть общественного организма – винтиком со стандартной резьбой. Тот, кто держит отвёртку, хвалит винтики за неукоснительную гладкость нарезки. При этом винтики презирают гвозди за  излишнюю простоту. Снобизм винтиков серьёзно обоснован: иметь дело с отвёрткой не в пример приятнее, чем с молотком. Лучше любить тонкую, деликатную женщину, чем грубую скифскую бабу – хотя некоторые думают  иначе.  
   
Отвёртка ничего не может сделать с гвоздями: ну что взять с убогих и неполноценных? Зато любой уважающий себя молоток без труда разберётся с самым тонким винтиком. 
   
 
 
Леонид Багмут 
 
 
 
 
 
 
Уже опубликовано: 
 
 
 
 
-  Быдлократия как общественный институт
 
 -  Сказка о грибнике и грибах
 
 -  Геном русской сказки
 
 -  Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
 
 -  В поисках утраченных корней
 
 -  Русь - начало всех начал
 
 -  Кого обидели варяги
 
 -  Личное дело легендарного человека
 
 -  Три смерти князя Игоря
 
 -  Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
 
 -  Последний гордый варяг
 
 -  Яга на марше
 
 -  Трудно только первые сто лет
 
 -  Власть женского рода
 
 -  Выбор невесты
 
 -  Поминая старые обиды
 
 -  Время Ярослава Мудрого
 
 -  Золотая осень древнего Киева
 
 -  Второстепенные герои древнерусского мифа
 
 -  Вечная юность народа 
 
 -  Конец истории 
 
 -  Молодой народ подобен степному пожару
 
 -  Личность Змея Горыныча  
 
 -  Время и люди Чингизхана
 
 -  Бросок степной гадюки 
 
 -  Киевская Русь: подводя последние итоги 
 
 -  Историческая миссия Змея Горыныча
 
 -  Последний  Рюрикович 
 
 -  Власть идеи
 
 -  Избирательность исторической памяти
 
 -  Прелести кирпичной кладки
 
 -  Этика далёких потомков
 
 -  Посмертная маска нашей истории
 
 -  Русская матрица
 
 -  Сказка о Женщине
 
 -  Смена этнической доминанты
 
 -  Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
 
-  Затянувшиеся  роды
 
 -  Дурак не скоро поумнеет
 
 -  Многочисленные соблазны
 
 -  Сказка о мужчинах и женщинах
 
 -  Россия молодая: проблема выбора пути
 
 -  Культурный горизонт Московской Руси  
 
 -  Предчувствие Смутного Времени
 
 -  Когда Баба Яга против
 
 -   История смутного времени
 
 -  Европа нам не тётка, а младшая сестра
 
 -  Игры свободных людей
 
 
 
  
  
 
 
 
Сказки о времени 
-  История  как миф и сказка
 
 -  Девичья память - лицо истории
 
 -  Будни истории и сказочный праздник
 
 -  Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
 
 -  Магия нашего прошлого
 
 -  Диалектика Я и Мы в истории народа
 
 -  Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
 
 - Конец света - не за горами
 
 - Лукавые мудрствования
 
 - Возвращение средних веков
 
 -  Мифология справедливости
 
 -  Летние сны  
 
 -  Городское одиночество  
 
 -  Разорванность человеческого существования
 
 -  Я прошу у судьбы немного
 
 -  Иллюзия самодостаточности 
 
 -  Сказка о времени	
 
 -  Сказка о власти: пасторальный мотив
 
 -  Какое наше время
 
 -  Романтика независимости 
 
 -  Взгляд на вещи
 
 
 
 
 
  
 Сталин – намэ 
 
-  Сказка о Московском халифате 
 
 -  Сказание о халифе Сталине Великом
 
 -  История как орфографическая ошибка
 
 -   Великий отечественный джихад 
 
 
  
 
 
Отец Илларион 
- Первый писатель и первое Слово
 
 - Вторая судьба первого писателя
 
 - Третья жизнь первого писателя
 
 
  
 
 
Первая русская сказка 
 
-   Повесть о Петре и Февронии
 
 -   Юмор забытых предков
 
 -  Призвание на царство
 
 -  Русская Золушка 
 
 
  
 
 
Дракула 
 
 
-  Дракула – титан эпохи Возрождения
 
 -  Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
 
 -  Дракула – наш современник
 
 
 
  
 
Кащей Бессмертный 
 
-  Лебединая песня Кощея Бессмертного
 
 -  Возвращение Кащея Бессмертного 
 
 -  Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
 
 -  Наследники Кащея Бессмертного
 
 
 
 
 
  
 
   (: 0)  Дата публикации: 06.08.2007 19:27:33 
  
 [Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |