FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
   РОМАНТИКА НЕЗАВИСИМОСТИ
   
Автор: Леонид Багмут  
  
Немного найдётся людей, способных трезво оценить своё место в мире. Установить собственные координаты в каждый данный момент времени. Чужие координаты устанавливать легко и приятно. Свои до обидного трудно – а зачем же обижать хорошего человека? 
  
Человек – ячейка густой сети отношений. Видимые нити оценить легко: дом, семья, карьера, увлечения – они очевидны и уверенно поддаются сортировке в формате хорошо-плохо и красиво-некрасиво. Хотя последний формат доступен не всем и часто вызывает неявный протест. Красиво жить не запретишь – но многие живут красивее. Особенно травмируют связи, не поддающиеся денежной оценке. Тот факт, что многое нельзя купить за наличные, разрушает привычную картину мира.  
  
Невидимые нити имеют две особенности: их очень много и они держат прочнее видимых неизмеримо. Можно уйти от плохой жены – но тогда все последующие будут не неё чем-то похожи. Женщина – это персонализация  нашей второй половины, оборотная сторона медали, чужая форма с нашим содержанием и тёмная комната наших вечных страхов и предрассудков. Это сон разума – но многие спят на ходу, не просыпаясь до самой смерти.  
  
Можно оставить свой плохой дом – и унести с собой незримый образ текущей крыши, трещин по стенам и рыжый от старости унитаз. И в новом доме будут неслышно скрипеть полы и капать с потолка сонная одурь – старый, привычный дом заполнит новое жильё распадом и тлением. Так и будет жить с человеком  ощущение неуютности и бесполезности любых усилий – призрачную крышу руками не починишь. 
  
Можно бросить постылую работу – сознание безнадёжно потраченного времени будет преследовать человека, как привидение, накладывая матрицу сереньких коллег на новые лица. Жена похожа на дом, дом похож на жизнь,  жизнь похожа на семью, а семья распинает человека, привычно фиксируя ещё живой труп в системе общественных отношений. Тысячу лет назад арабский поэт описал крёстный путь человека: 
Я прожил жизнь 
Как вьючная скотина 
Я раб детей 
И пленник у семьи… 
Он писал это с горечью, но твёрдая фиксация личности на сетке координат соблазнительна сверх всякой меры: отпал яд сомнений и поисков, ибо всё решено за тебя. Чтож: свобода от сомнений – это тоже свобода и не малая. Но она естественна только у полуживотных и совершенномудрых. Многих искренне не устраивает полуживотное бытие и им бесконечно далеко до элементарной мудрости. Не говоря уже о чём-то большем. 
  
Как быть со свободой такого рода: слабая семья, карточный домик, сугубо временный коллектив, друзья только за пивом, увлечения, от которых уже немного устал? Потухшие желания – это тоже свобода. Но не животного, а человека. Кажется, что всё потеряно – особенно то, чем ранее так дорожил и ради чего выносил невыносимую иначе скуку жизни без особых тягот и лишений. Всё хорошо и правильно у точки на карте местности – её жизнь проходит не зря. Свобода точки, которая сошла со своего места на прямой, свобода выбитого клина, свобода капли дождя, покинувшей дождевую тучу. Сами по себе они ценности не имеют: это дьявольское искушение, жестокая романтика независимости. Мир чистого света – необитаем, медаль без обратной стороны – нарисована, книга без читателя – не написана. 
  
Свобода от очевидного – тяжкий самообман, ввергающий душу человеческую в дремотное состояние. Воля – единственное орудие человека – растрачивается на защиту иллюзии. Химера личной свободы не нуждается в защите – она нуждается в осознании. Человек на свету отбрасывает тень, а в темноте он ничего не отбрасывает. Не нужно бороться с собственной тенью – достаточно её просто отбрасывать. 
 
 
Леонид Багмут 
 
 
Уже опубликовано в журнале: 
 
 
 
- История  как миф и сказка
 
 - Девичья память - лицо истории
 
 - Будни истории и сказочный праздник
 
 - Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
 
 - Магия нашего прошлого
 
 - Диалектика Я и Мы в истории народа
 
 - Быдлократия как общественный институт
 
 - Сказка о грибнике и грибах
 
 - Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
 
 - Геном русской сказки
 
 - Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
 
 - В поисках утраченных корней
 
 - Русь - начало всех начал
 
 - Кого обидели варяги
 
 - Личное дело легендарного человека
 
 - Три смерти князя Игоря
 
 - Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
 
 - Последний гордый варяг
 
 - Яга на марше
 
 - Конец света - не за горами
 
 - Трудно только первые сто лет
 
 - Власть женского рода
 
 - Лукавые мудрствования
 
 - Выбор невесты
 
 - Поминая старые обиды
 
 - Время Ярослава Мудрого
 
 - Золотая осень древнего Киева
 
 - Возвращение средних веков
 
 - Второстепенные герои древнерусского мифа
 
 -  Мифология справедливости
 
 - Вечная юность народа 
 
 -   Конец истории 
 
 -  Летние сны  
 
 -  Молодой народ подобен степному пожару
 
 -   Личность Змея Горыныча  
 
 -   Городское одиночество  
 
 -  Время и люди Чингизхана
 
 -  Бросок степной гадюки 
 
 -  Разорванность человеческого существования
 
 -  Киевская Русь: подводя последние итоги 
 
 -  Историческая миссия Змея Горыныча
 
 -  Последний  Рюрикович 
 
 -  Власть идеи
 
 -  Я прошу у судьбы немного
 
 -  Иллюзия самодостаточности 
 
 -  Избирательность исторической памяти
 
 -   Сказка о времени	
 
 -  Прелести кирпичной кладки
 
 -  Этика далёких потомков
 
 -  Посмертная маска нашей истории
 
 -  Сказка о власти: пасторальный мотив
 
 -  Какое наше время
 
 
 
 
 
  
 Сталин – намэ 
 
-  Сказка о Московском халифате 
 
 -  Сказание о халифе Сталине Великом
 
 -  История как орфографическая ошибка
 
 -   Великий отечественный джихад 
 
 
  
 
 
Отец Илларион 
- Первый писатель и первое Слово
 
 - Вторая судьба первого писателя
 
 - Третья жизнь первого писателя
 
 
  
 
   (: 0)  Дата публикации: 18.11.2006 22:35:42 
  
 [Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |