FoxЖурнал: Анатолий Максимов:
   ТАК БЫЛО …    АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
   
Автор: Анатолий Максимов  
 Часть вторая - продолжение 11 
					ФРАНЦИЯ 5 
Андрей Михайлович 
  
	Мать моего приятеля временно замещала горничную у Андрея Михайловича.  
	Андрей Михайлович был художником, не очень известным большой публике, но высоко ценимым в узких кругах. Мать приятеля мне рассказала, что Андрей Михайлович ищет шофера, и посоветовала мне зайти, не дожидаясь официального вызова. Дальше она мне объяснила, что Андрей Михайлович едва получил права на вождение машины, как дважды въехал в улицу одностороннего движения «с плохого конца» и дважды попал в аварию. Ему тут же предложили сдать права, а страховая фирма пригрозила расторгнуть контракт, если машину будет водить он. 
 	 
	Андрей Михайлович был женат, и у него была дочурка лет восьми. У них была обширная квартира в Париже, но чета жила порознь. Жена занимала виллу в Ментоне, где она проводила большую часть времени. Принадлежала ли эта вилла семье или же она ее арендовала – не знаю. 
	Я не в состоянии описать мое пребывание на службе у Андрея Михайловича в хронологическом порядке. Весь этот период состоял из сплошных неожиданностей.  
	Например, на второй день моего пребывания на работе Андрей Михайлович мне сказал, что после обеда поедем в Ментону. Я заправил машину, и мы двинулись в путь. Проезжая мимо зеленого поля, заросшего маками, Андрей Михайлович попросил остановиться. Вышел из машины и ушел в поле. Жду четверть часа – его нет. Прошло полчаса – его нет. Наконец, он показался с охапкой маков.	 
	– Сегодня в Ментону не поедем! 
 	 
	В парижской квартире была большая комната-ателье. Посередине стоял стол монастырского типа: длинный, широкий и тяжелый. Когда я приходил к Андрею Михайловичу, всегда проходил через это ателье.  
	Так и в этот раз: я постучал, открыл дверь и увидел пролетающие над столом тарелки. В одном конце стола стояла жена, Нина Львовна, и бросала тарелки в мужа!  
	– Ну, что ж я тебе сделал? Прекрати бросать хорошую посуду! – приговаривал Андрей Михайлович на другом конце стола, стараясь уберечься от очередного «снаряда». Я быстренько закрыл дверь и сел на ступеньку лестницы выжидая конца «битвы». 
	В этот день я впервые увидел Нину Львовну и, признаюсь, отнес ее к категории дам «с особым характером», и, конечно, мои симпатии оказались полностью на стороне Андрея Михайловича. Она это заметила, и наши отношения стали натянутыми. 
	– Ты когда мне дашь деньги? – было постоянным и настойчивым вопросом жены. 
	Под вечер мы отвезли Нину Львовну на вокзал, к ночному поезду в Ментону.  
	А Андрей Михайлович бросился «печь деньги» крупными пакетами. 
	Галерея, которой Андрей Михайлович поставлял свои картины, скупала их в неограниченном количестве. Цена картин зависила от их размеров, а не от их художественной ценности, которая не подлежала сомнению. 
	Каждую неделю я отвозил в эту галерею по четыре–пять картин. 
	В период большого напряжения Андрей Михайлович прибегал к помощи большого пушистого кота: он окунал его лапы в черную краску и затем пускал на чистое полотно. Следующим этапом было заполнение красками «белых пятен». Бывали случаи, когда к работе привлекали и меня. Моя задача заключалась в том, чтобы «прогуливать» кота по полотну как можно дольше. Отмечу, что отпечаток лап великолепно вписывался в сюжет картины. Однажды, разглядывая одну из таких картин со всех сторон, я пришел к заключению, что это было нечто похожее на небольшой аквариум, и поделился своим впечатлением с Андреем Михайловичем. 
	– Где вы тут увидели аквариум? Эта картина называется «Открытое сердце»! 
  
	Андрей Михайлович достал с полки две картины и попросил их повесить по обе стороны камина. Я начал их рассматривать, чтобы определить, где верх, а где низ. Но ничего не определил и повесил их без особого убеждения. 
	– Ай! Ай! Ай! Вы же их повесили вверх ногами. 
	– В этом деле я ничего не понимаю и не знаю, где верх и где низ. Они для меня, как для зайца капуста, которому все равно, с какого конца ее грызть!  
	– Какое образное невежество, но вашу фразу запомню! 
  
	– Я работаю с красками, которые разъедают руки, – жаловался мне Андрей Михайлович. – Поэтому я заказываю в аптеке специальное мыло. Но каждый раз, когда я приношу коробку с мылом домой, из коробки моментально исчезают два куска! Я не протестовал бы, если бы исчезал только один, но два!.. Ведь за мыло плачу все ж таки я! 
  
	Мы только вернулись из Ментоны. Андрей Михайлович дал горничной свой небольшой чемодан белого цвета и попросил сдать вещи в чистку. Горничная сдала и вещи, и чемодан! 
	– Что вы сделали? Разве вы не знаете, что чемоданы не сдают в чистку? Теперь его надо перехватить, как можно скорее! 
	Через два дня чемодан был дома. 
  
	Приближалась Пасха. Андрей Михайлович был человеком глубоко верующим, простаивал вечерни и не ел скоромного во время поста.  
	– После вечерни мы поедем в Ментону, – решил Андрей Михайлович. 
	В те годы автострад во Франции не было. Все ездили по дорогам, мощеным брусчаткой. Расстояние от Парижа до Ментоны было, примерно, около тысячи километров. 
	Мы выехали после вечерни. Около полуночи мы подъехали к отелю. Андрей Михайлович вышел из машины и пошел договариваться. 
	– Не понимаю, – сказал он, возвращаясь к машине. – Сейчас великий пост, а у них нет рыбы! 
	– Комнаты есть? 
	– Есть. 
	– Тогда и рыба будет! 
	Мы сели за стол. Я заказал сардинки и грибы. 
	Утром мы двинулись дальше.  
	– Почему мне сказали в отеле, что рыбы нет, а когда вы дали заказ –принесли сардинки и грибы? 
	– Потому что сардинки не рыба! 
	Думаю, что Нине Львовне приезд мужа пришелся по душе – накануне он получил толстую пачку банкнот! 
	– Отдохните как следует, а послезавтра мы поедем осматривать замок, – сказал Андрей Михайлович. 
	Замок занимал в жизни Андрея Михайловича особое место – это была его идея фикс. Он искал покинутый разорившейся знатью запущенный замок, который восстановил бы при помощи государственной дотации, предназначаемой для сохранения народного достояния. Мы объездили те департаменты, в которых можно было бы найти что-либо подходящее. Но, при мне, ничего не нашли. 
  
	Я снял номер в центре города, поужинал и решил пойти в кино. После первой части был длительный антракт, чтобы позволить посетителям постоять около рулетки в соседнем зале. Я тоже пошел в этот зал. Пропустил несколько туров и решил проиграть сто франков. Дело подходило к концу, когда вышла пятерка. Потом вышла шестерка и, наконец, девятка! 
	Раздался «последний» звонок, и все пошли в зал. Я не помню, что показывали: в голове чередовались пятерка, шестерка, девятка… пятерка, шестерка, девятка… и одиннадцать тысяч франков в моем кармане! 
	На эти деньги я купил костюм и обувь! 
	– Откуда у вас этот костюм? – спросил Андрей Михайлович. 
	– Выиграл в рулетку! 
	– Значит, вы игрок? 
	– Нет, повезло! 
	– Вы часто играете в казино? 
	– Никогда, кроме вчерашнего вечера, я не заходил в казино. 
  
	Нина Львовна, перед тем как двинуться в путь, мне сказала, что она не переносит статический ток, и попросила купить металлическую цепь, которая волоклась бы по дороге.  
	«Подумаешь, какая цаца»! 
	Я купил двухметровую цепь, присоединил ее к кузову машины, и мы поехали осматривать замок. Едем, цепь тарахтит, как связка пустых кастрюль, и собаки бросаются за машиной с отчаянным лаем! 
	Дорога поднималась в гору с многочисленными поворотами, которые я брал как можно круче!  
	«Статический ток! То ли еще будет»! 
	– Остановитесь! 
	Не успела машина остановиться, как открылась дверца и выпустила Нину Львовну.  
	Цепь не помогла! 
	После осмотра замка Андрей Михайлович попросил меня быть более снисходительным к машине и сказал, что мы едем в Париж. 
	– До Парижа далеко, и Нина Львовна не перенесет такой длинной дороги, – сказал я. 
	– А что делать? 
	– Недалеко отсюда находится большой город. Доедем до вокзала и посадим Нину Львовну в поезд. 
	Так и сделали. 
	После отхода поезда я выпил большую миску черного кофе и двинулся догонять поезд! 
	Мы прибыли на парижский вокзал за десять минут до приезда Нины Львовны. Андрей Михайлович успел купить букет цветов и встретить Нину Львовну у дверей вагона! 
	С этого момента я стал в глазах Андрея Михайловича лучшим шофером во всей Франции! 
	
  
	Я продолжал отвозить картины в галерею или сопровождать Андрея Михайловича, когда он покупал, к Рождеству или к Пасхе, обувь или одежду для двадцати сирот-питомников интерната, меценатом которого он был на протяжении многих лет! 
	Наступил момент, когда я сказал Андрею Михайловичу, что поступаю на заочные курсы и что я не смогу совмещать работу и учение. 
	– А на что вам заочные курсы? Я же не найду такого шофера, как вы!  
  
	Несколько лет спустя я прочитал в газете, что в Нью-Йорке состоялась посмертная выставка картин Андрея Михайловича…	 
  
* 
 
 
Анатолий Максимов 
Продолжение следует. 
 
Начало: 
 Так было  повесть Книга первая 
- Часть первая
 
 - Часть первая, продолжение 1
 
 - Часть первая продолжение 2
 
 - Часть первая окончание
 
 - Часть вторая
 
 - Часть третья
 
 - Часть третья, продолжение 1
 
 - Часть третья, продолжение 2
 
 - Часть четвертая
 
  
 
Книга вторая 
- Часть первая Франция  начало
 
 - Часть первая - продолжение 1
 
 - Часть вторая - продолжение 2
 
 - Часть вторая - продолжение 3
 
 - Часть вторая - продолжение 4
 
 - Часть вторая - продолжение 5
 
 - Часть вторая - продолжение 6
 
 - Часть вторая - продолжение 7
 
 
 
  
 
В журнале упубликованы произведения Анатолия максимова: 
 
 
 
-  Краткая биография
 
 -  Стихи разных лет
 
 -  Завет отца
 
 -  Зеленый Лист
 
 -  Ноябрьские события во Франции
 
 -  Правильно, но неверно!
 
 
  
   (: 0)  Дата публикации: 27.09.2006 6:41:25 
  
 [Другие статьи раздела "Анатолий Максимов"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |