Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: История очевидцев:

ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: КТО УБИЛ ГАГАРИНА?

Оглавление:



  • НЕРАЗГАДАННАЯ ЗАГАДКА ГАГАРИНА


  • Как погиб Юрий? Загадочная смерть героя космической эры


  • АМЕРИКАНЦЫ НА ГАГАРИНА НЕ ПОКУШАЛИСЬ


  • ЗА ЧТО МОГЛИ УБИТЬ ГАГАРИНА






    НЕРАЗГАДАННАЯ ЗАГАДКА ГАГАРИНА

    Кто убил Гагарина?

    Догадок, предположений, версий, просто пересудов о причинах гибели Юрия Гагарина было столько, что главный маршал авиации Вершинин объявил по ВВС: "Всякие разговоры на эту тему запрещаю до опубликования заключения правительственной комиссии".

    НИКТО НЕ ХОТЕЛ ОТВЕЧАТЬ

    С 27 марта 1968 года, даты рокового тренировочного полета Юрия Гагарина, прошло 35 лет. Заключение комиссии так и не опубликовано. Долгое время на эту тему не писали вообще. В последние годы появилось несколько публикаций, носящих довольно противоречивый, порой и спекулятивный характер. Был даже такой заголовок: "Кто убил Юрия Гагарина". Распускались мерзкие слухи о том, что причиной катастрофы был алкоголь.

    В чем же дело? Ведь государственная комиссия по расследованию причин гибели Гагарина и Серегина работала долгие годы. Как отмечают все авторы, ни одна катастрофа в истории авиации не расследовалась с такой тщательностью и скрупулезностью. При обследовании места падения самолета было буквально между пальцами сотен солдат просеяно все, что находилось на каждом квадратном метре в огромной зоне.

    Главный вывод по технической части: все агрегаты и узлы самолета работали нормально, отказов и разрушений не было, пожара и взрыва в полете не произошло, самолет разрушился при ударе о землю.

    Вместе с тем самолет, на котором выпустили в небо Гагарина и Серегина, был старый. Построен в 1956 году, перенес 2 капитальных ремонта. Двигатель -- 4. Дополнительные топливные баки, увеличивая дальность полета, серьезно ухудшали аэродинамику самолета.

    Главный вывод по готовности летчиков: Гагарин прошел основной и дополнительный медицинские осмотры с результатами: пульс -- 64, температура -- 36,6, давление -- 120/70. Прошел предполетную подготовку, проводившуюся Серегиным. Гагарин, который вел радиообмен с руководителем полетов, до последней минуты разговаривал совершенно спокойно. Химико-биологический анализ подтвердил отсутствие в тканях и крови обоих летчиков следов ядов, газов, алкоголя, других свидетельств каких-либо аномалий. Не было обнаружено и веществ, вырабатываемых организмом в опасных ситуациях.
    Кто убил Гагарина?

    Главный вывод по организации полетов: 27 марта были нарушены почти все правила, обеспечивающие безаварийность.

    В то утро стояла плохая погода, которая ухудшалась. Метеоусловия, сообщенные летчикам, не соответствовали действительности. Вылет самолета -- разведчика погоды задержался, и Гагарина выпустили, не дождавшись его сообщений. В итоге он имел неправильную информацию о высоте и толщине облаков.

    Была неисправна часть аэродромного радиолокационного оборудования, не работал наземный радиовысотомер. Не случайно руководитель полетов вместо самолета Гагарина вел какой-то другой, что обнаружилось лишь через 12 минут после катастрофы.

    Неоправданным в условиях густой облачности был выпуск через 1 минуту после Гагарина пары более скоростных истребителей. Кроме того, в зоне Чкаловского аэродрома оказался сверхзвуковой истребитель, о котором руководитель полетов вообще ничего не знал. Естественно, не знал о нем и Гагарин.

    Как говорят бывалые летчики, привыкшие к тому, что в авиации мелкие беспорядки -- вещь обычная, ни один из вышеприведенных неблагоприятных факторов сам по себе не мог стать роковым. Но когда их оказалось так много, другого исхода трудно было ожидать.

    Видимо, в этом и заключено объяснение того, почему материалы комиссии по расследованию авиакатастрофы тщательно скрывались, а окончательные выводы так и не были сделаны. Генералы и маршалы, призванные обеспечивать порядок и дисциплину в войсках, прекрасно понимали, чем это им грозит. Причем гораздо больше административных и партийных кар (а уж из партии-то их точно исключили бы) боялись гнева народа. За гибель Гагарина народ спросил бы очень строго.

    Кто убил Гагарина?

    ВЕРСИЯ ГЕНЕРАЛА КУЗНЕЦОВА. ДВА ВОПРОСА БЕЗ ОТВЕТОВ

    В 1994 году начальник Центра подготовки космонавтов Н.Ф.Кузнецов выпустил 10-тысячным тиражом 15-страничную брошюру под названием "Правда о гибели Гагарина". На основе этой брошюры ряд гораздо более многотиражных изданий опубликовали затем свои изложения его версии. В них допущено немало вольностей, смещены акценты. Предоставим же слово самому автору.

    Подтвердив, что причиной катастрофы не мог быть отказ техники, Н.Ф.Кузнецов стремится убедить читателей, что, кроме самих летчиков, в их гибели никто не виноват. Он пишет: "Вылет не разрешал начальник чкаловского гарнизона, у которого в это время, отведенное для Центра космонавтов, находился в воздухе на испытаниях транспортный самолет. Когда летчики направились к самолетам, возмущенный задержкой командир полка решил зайти к начальнику гарнизона. Гагарин сидел уже в кабине, на мой вопрос, где Серегин, ответил:

    -- Выясняет отношения с начальством.

    О чем они там говорили и как -- можно лишь предполагать.

    Вырулив на взлетную полосу, Гагарин запросил руководителя полетов:

    -- Шестьсот двадцать пятому разрешите взлет в зону!

    -- Шестьсот двадцать пятому взлет в зону разрешаю. Высота четыре тысячи!

    -- Вас понял, четыре тысячи, -- ответил Гагарин.

    В 10 часов 19 минут, взревев мощной турбиной, машина устремилась в высоту. Через четыре-пять минут Гагарин доложил:

    -- Шестьсот двадцать пятый зону занял, высота четыре.

    -- Шестьсот двадцать пятый, выполняйте задание, -- последовал ответ руководителя полетов.

    Гагарину надлежало выполнить комплекс фигур простого пилотажа. На это требовалось двенадцать-пятнадцать минут времени. Однако буквально через четыре-пять минут после занятия зоны Гагарин доложил:

    -- Задание в зоне закончил, разрешите выход на КУР (курсовой угол) 320.

    Руководитель полетов разрешил выход на своей высоте, не придавая значения столь быстрому выполнению задания. Полагая, что с Гагариным командир полка и он вправе принять такое решение.

    В течение всего полета Серегин с руководителем полетов в связь не вступал. Дальнейший ход событий можно лишь предполагать, так как буквально через минуту после доклада Гагарина о выполнении задания, в 10 часов 30 минут (установлено по отпечаткам стрелок часов), самолет оказался на земле, несколько в стороне от центра пилотажной зоны. Машина с небольшим креном встретилась с землей на скорости свыше шестисот километров в час, с углом семьдесят градусов.

    Исправность самолета и двигателей сомнения не вызывает. Погодные условия трудностей выполнения сравнительно простого задания не представляли, тем более для летчика первого класса. Остается одно -- состояние здоровья летчиков.

    Что касается Гагарина, у меня сомнений нет. Он находился под постоянным контролем и наблюдением не только медиков Центра, но и Научно-исследовательского авиагоспиталя, института авиакосмической медицины и ряда других организаций Минздрава страны.

    Тщательно изучив и проанализировав высказанные наблюдения непосредственных подчиненных Серегина, несмотря на заключения врачебно-летной комиссии, которую командир полка старался проходить амбулаторно, вместо стационара, и заключение полкового врача, я серьезно заподозрил у него скрываемую болезнь.

    Он нервозно воспринимал напоминания о сроке прохождения медкомиссии. начальник штаба полковник Е.А.Ремезов, опытнейший командир полка, прошедший войну, по болезни списанный с летной работы, понимал всю серьезность этого требования. Евгений Артамонович неоднократно напоминал командиру об этой обязанности. Подобные напоминания Серегин воспринимал болезненно и всячески оттягивал срок. При очередном подобном разговоре Серегин послал этого уважаемого человека на три буквы... Можно только представить, с каким трудом врачу полка В.П.Завальнюку удавалось уговорить командира поехать на очередную врачебно-летную комиссию.

    Все это дает право предполагать, что причиной катастрофы могло быть резкое ухудшение состояния здоровья Серегина. Он был вспыльчив и нервничал, когда кто-то с ним не соглашался или что-то сделали не так, как он хотел. В данном случае справедливо возмущался и нервничал из-за задержки начала полетов.

    Ухудшение могло произойти при выполнении первых же фигур, так как Гагарин без разрешения инструктора не приступил бы к пилотажу. При первых же перегрузках, почувствовав себя плохо, Серегин мог сказать Гагарину об этом и прекратить пилотаж, но мог и не успеть. Чтоб облегчить дыхание, мог открыть давящие грудь привязные ремни парашюта. Когда Серегин перестал отвечать по переговорному устройству, Гагарин понял, что с ним что-то произошло. Но что -- конкретно знать не мог, мог лишь предполагать. Оберегая честь товарища, запросил разрешение на выход из зоны, не сообщив причину столь быстрого возвращения. На одной из эволюций самолета потерявший сознание инструктор мог сдвинуться с сиденья и, навалившись на ручку, заклинить управление. Машина могла войти в глубокую спираль, выйти из которой Гагарину не хватило сил и высоты.

    Покинуть самолет, оставив на верную гибель товарища, не зная, что с ним случилось, Гагарин не мог по складу своего характера. В то же время, не вполне понимая обстановку, он не решился доложить руководителю полетов. Да и времени уже на то не было. Не думая о себе, он продолжал бороться до конца, надеясь вывести машину и спасти товарища. Если бы он сразу сообщил о случившемся, последствия могли быть совершенно другими. Гагарин мог спастись, но Серегин в предполагаемой обстановке был обречен".

    Не мне судить, насколько обоснованной является версия Н.Ф.Кузнецова. Но как к ней ни относиться, генерал выделил из всех материалов расследования два вопроса, ответа на которые нет и, скорее всего, уже никогда не будет.

    -- Почему за все время полета Серегин не произнес ни слова?

    -- Почему Гагарин попросил разрешения вернуться, не выполнив положенные упражнения?


    Кто убил Гагарина?

    ВЕРСИЯ ПРОФЕССОРА БЕЛОЦЕРКОВСКОГО. ВОПРОС, ОТВЕТ НА КОТОРЫЙ ЕЩЕ МОЖНО НАЙТИ

    Тем, кто связан с авиацией и космонавтикой, не надо представлять Сергея Михайловича Белоцерковского. Для широкого читателя сообщаем. Он генерал-лейтенант авиации, профессор, доктор технических наук, главный научный сотрудник ЦАГИ, лауреат Государственных премий СССР, заслуженный деятель науки и техники. Был руководителем дипломной работы Ю.А.Гагарина в академии им.Жуковского. Входил в состав комиссии по изучению причин катастрофы.

    Вот его впечатления о ее работе: "Все происходило на фоне огромной ответственности, кипения страстей, борьбы с яростным стремлением защитить честь мундира, ведомственные интересы и собственное благополучие". И еще: "Когда есть много влиятельных людей на всех уровнях, которые не заинтересованы в установлении истины, путь к ней становится почти непроходимым".

    В 1985 году Сергей Михайлович начал собственное расследование, изучил все 29 томов материалов комиссии, опросил множество людей. Все, о чем он узнал, заключено в двух книгах: "Гибель Гагарина" (1994 г.) и "Первопроходцы Вселенной" (1997 г.).

    Белоцерковский первым обратил внимание на то, что Гагарину и Серегину были сообщены неверные сведения о погоде. Перед самым вылетом им передали, что основной слой облаков 8--10 баллов имеет высоту 900 метров, а второй слой 3--4 балла -- высоту 600--650 метров. На деле же, как потом установили, нижний край плотной облачности был на высоте 500--600 метров, а менее плотной -- на высоте 300--450 метров.

    Скорее всего, это и сыграло роковую роль.

    Как уже говорилось выше, сразу вслед за самолетом Гагарина и Серегина взлетела пара самолетов МиГ-21. Но в соседней зоне находилась и еще одна учебно-тренирочная машина. Был момент, когда обе они шли по границам своих зон. При этом объективно создалась возможность опасного их сближения. Учитывая же обычные погрешности авиаприборов, пишет С.М.Белоцерковский, "нельзя исключить даже возможности столкновения самолетов. К сожалению, даже известные в то время факты и заключения не получили должной оценки. Они содержатся лишь в первичных материалах и далее не рассматривались, видимо, не случайно".

    То же самое и в отношении оказавшегося неожиданным для всех в зоне полета сверхзвукового истребителя Су-11, взлетевшего с аэродрома в Раменском. Комиссии были представлены данные, что он летел на высоте 10--12 километров. Но очевидцы видели его летящим очень низко в момент последнего выхода Гагарина в эфир.

    Профессор рассказал мне, что ему не дали возможности опросить пилота Су-11 и даже отказались сообщить его фамилию. В аэродромных документах были обнаружены подчистки.

    Версия С.М.Белоцерковского состоит в том, что Гагарин, увидев быстро сближающийся с ним самолет (Су-11 или МиГ-21), сделал резкий маневр с целью избежать столкновения. Особенности конструкции его машины "свалили" ее в штопор. Попасть в штопор он мог и из-за того, что оказался в вихревом следе Су-11. Гагарин, думая, что у него достаточный запас высоты, начал плавно (как учили) выводить ее из штопора. Ему не хватило двух секунд и двухсот метров, чтобы это выполнить.

    Версия содержит вопрос пока без ответа: с каким же самолетом произошло опасное сближение? Найти ответ на него еще можно...

    Автор: Юрий ИЗЮМОВ

    http://7days.belta.by/7days.nsf/How_it_was/D12723964A913F2F42256CDB005204F9?opendocument

  • В оглавление



    Как погиб Юрий? Загадочная смерть героя космической эры
    Кто убил Гагарина?

    Эндрю Осборн

    Именем первого космонавта названо множество российских улиц и школ. Но его смерть в 1968 году породила столь же многочисленные версии, и сегодня появилось еще одно заявление с требованием возобновить расследование.

    Старые советские символы вроде Ленина и невероятно продуктивных стахановцев в нынешней России вышли из моды. Их статуи снесены или забыты. Их достижения считают ерундой. Над их биографиями смеются.

    От СССР остался лишь один символ – Юрий Алексеевич Гагарин. При одном упоминании этого имени сердца россиян переполняет гордость. Его достижения стали легендой, он уникальное явление в стране, совершающей мучительный переход от коммунизма к капитализму.

    Любой российский школьник может рассказать о советском космонавте, первым побывавшем в космосе. Его полет на борту космического корабля "Восток-1" 12 апреля 1961 года стал советской победой в космической гонке.

    Гагарину было 27 лет, когда его имя появилось на первых страницах газет всего мира. Сын колхозников и примерный семьянин, обладающий чувством юмора и внешностью кинозвезды, он быстро завладел помыслами целого поколения.

    Его полет, длившийся всего один час и восемь минут, стал краеугольным камнем в космической гонке сверхдержав и продемонстрировал, что СССР – это сила, с которой необходимо считаться.

    Гагарин, воплотивший в себе "homo sovieticus", был апогеем советского социализма и продуктом системы, которая, как тогда считала Москва, обеспечивала ей гегемонию в мире.

    Кто помнит Алана Шепарда, первого американского космонавта, поднявшегося на орбиту 5 мая того же года?

    На ироничном постере, украшающем современную Москву, изображен знаменитый сувенир – русская матрешка. Туристов предупреждают, что, если она им не нужна, России больше нечем гордиться. Но цинизм не касается Гагарина. Он продолжает жить в сердцах россиян как напоминание об одной из величайших побед, как тот, кто действительно вызывает у них добрые чувства.

    Лишь одно омрачает память о нем – обстоятельства его гибели. Прошло почти 40 лет после его безвременной кончины, но никто не знает, как и почему погиб Гагарин.

    Эта загадка по-прежнему занимает россиян точно так же, как американцев, думающих над тем, кто убил Джона Кеннеди, и поклонников принцессы Дианы, размышляющих над причинами автокатастрофы, в которой она погибла.

    Группа, в которую входят известные военные и космические специалисты, летчики-испытатели, следователи по делам о несчастных случаях и медики, в настоящее время обратилась с ходатайством о возобновлении расследования. Их обращение скоро получат президент Владимир Путин и российский парламент.

    Новую версию изложил один из членов правительственной комиссии, расследовавшей трагедию.

    Фактическая сторона трагедии, которая произошла 27 марта 1968 года недалеко от Москвы, известна давно. Гагарин и его инструктор Владимир Серегин выполняли обычный тренировочный полет на самолете МиГ-15 при плохих погодных условиях.

    Они успешно выполнили все необходимые фигуры и возвращались на аэродром, когда радиосвязь с самолетом прервалась.

    Позже спасатели нашли то, что осталось от МиГ-15, на дне глубокой воронки в лесу. Оба пилота погибли, их тела были сильно изуродованы.

    Гагарину было всего 34 года, он являлся главным кандидатом на роль руководителя советской экспедиции к Луне (здесь СССР в 1969 году опередили американцы).

    Самолет, по-видимому, вошел в "черное пике", из которого его не удалось вывести, и пилоты потеряли контроль над машиной. Была создана правительственная комиссия, которой предстояло выяснить, что произошло с кавалером ордена Ленина и героем Советского Союза.

    В московском метро люди плакали, услышав эту новость, тысячи россиян несколько дней стояли в очереди, чтобы взглянуть на урну с его прахом. В расследовании участвовало около 200 экспертов, но тогдашний советский лидер Леонид Брежнев скрыл выводы комиссии и отправил ее 30-томный доклад в архив. Следователям запретили предавать выводы гласности на том основании, что они "расстроят" граждан, и о деле почти забыли, когда советские танки вошли в Чехословакию, чтобы положить конец Пражской весне.

    Даже ближайшим родственникам не сообщили, что произошло, и его мать Анна еще много лет спрашивала, не убил ли ее знаменитого сына брежневский режим. Эта версия жива до сих пор. Гагарина, который некоторое время был самым известным человеком в мире, похоронили у Кремлевской стены, рядом с такими советскими знаменитостями, как Иосиф Сталин.

    На протяжении многих лет теории заговора возникали, как грибы после дождя, начали просачиваться и официальные версии.

    Самая нелицеприятная гипотеза заключается в том, что пилоты были пьяны и потеряли контроль над самолетом. После возвращения с орбиты Гагарин не выдержал испытания славой и стал сильно пить.

    Однако в официальном отчете говорится, что следов алкоголя в крови пилотов не обнаружено.

    Другие версии граничат с безумием: Гагарина похитили враги; он выжил и умер в психиатрической больнице в 1990 году; Серегин убил их обоих, так как завидовал Гагарину; Гагарин инсценировал свою смерть и сделал пластическую операцию; его убило ЦРУ.

    Следователи выдвигали предположение, что самолет столкнулся с инородным объектом, метеозондом или стаей птиц, но не обнаружили на фюзеляже следов, могущих подтвердить эту версию. Они не нашли никаких неисправностей в системе управления самолетом и его двигателях. Короче говоря, инцидент окутан тайной.

    Например, никто не мог понять, почему два умелых и опытных пилота не катапультировались.

    Российские СМИ в то время писали, что Гагарин остался у штурвала, чтобы самолет не рухнул на соседнюю школу, но эта версия ничем не подтверждается. В 1986 году была выдвинута версия, что МиГ-15 сбился с курса, попав в зону турбулентности, созданную сверхзвуковым самолетом, находившимся в этом районе.

    Эта версия, а также гипотеза, что самолет резко ушел с курса, стремясь избежать столкновения с метеозондом, стали общепринятыми. Многие бывшие чиновники говорят, что диспетчерская служба в день гибели Гагарина была в плохом состоянии. Но член первой правительственной комиссии, бывший советский авиаинженер Игорь Кузнецов выдвинул новую версию.

    "Мне в конце концов удалось докопаться до истины, – заявил он российским СМИ. – С помощью новейших компьютерных программ я выстроил траекторию полета и маневры самолета в последние мгновения".

    "Я полностью воссоздал события 37-летней давности и считаю, что нашел подлинную причину катастрофы".

    По словам Кузнецова, кто-то забыл закрыть вентиляционную панель, в результате давление в кабине упало, и пилоты просто потеряли сознание. Он сказал: "Судя по всему, причиной трагедии был человеческий фактор, некомпетентность одного из техников, готовивших машину к полету".

    Впрочем, Кузнецов не исключает нечестную игру, что, безусловно, воскресит версию о том, что Гагарина уничтожил брежневский режим. У космонавта были прекрасные отношения с Никитой Хрущевым, главой государства в эпоху его исторического полета, но отношения с Брежневым были гораздо хуже. Говорят, у этого советского лидера вызывали недовольство неувядаемая слава Гагарина и то, что космонавт затмевал его на общественных мероприятиях. Брежнев видел в нем креатуру свергнутого им человека.

    Есть предположения, что коммунистических чиновников смущало пьянство и волокитство Гагарина. Например, известен случай, когда в Крыму он заперся в комнате с медсестрой, выпрыгнул с балкона и разбил лицо, когда его жена постучала в дверь.

    Его верные поклонники говорят, что такие истории выдумывают местные недоброжелатели и зарубежные историки, чтобы дискредитировать одного из величайших людей в истории России. Может быть, это и так, но у теоретиков заговоров и просто любопытных есть и причины считать, что он навлек на себя гнев Брежнева.

    Полагают, что Гагарин тщетно пытался предотвратить запуск дефектного космического корабля "Союз", в котором в 1967 году погиб космонавт Владимир Комаров.

    Спустя почти 40 лет после его трагической смерти Россия хочет знать правду. "Авиакатастрофа, в которой погиб наш национальный герой, первый космонавт планеты Юрий Гагарин и его инструктор, остается нераскрытой, причины их смерти неизвестны, – говорится в ходатайстве о возобновлении расследования. – Официальное заключение до сих пор не опубликовано, а в юридическом смысле это означает, что расследование не завершено".

    Трудно сказать, станет ли когда-нибудь известна правда о Гагарине.

    Россия упорно ищет героев, способных вынести на себе бремя надежд и ожиданий, и душе человека, чей звездный вояж превратил его из крестьянского сына в советский символ, не дадут покоиться с миром.

    Космическая гонка

    1956 год

    31 июля – СССР объявляет о намерении запустить в космос спутник через два дня после того, как о такой цели заявили США.

    1957 год

    4 октября – СССР запускает первый в мире спутник. "Спутник-1" весом 90 килограммов находился на орбите три месяца. Объем промышленного производства в СССР на протяжении десятилетия стремительно рос, и спутник стал демонстрацией мощи советской системы.

    3 ноября – запуск "Спутника-2". Находившаяся в нем собака Лайка стала первым живым существом на орбите.

    1958 год

    Американское правительство создает NASA.

    1961 год

    12 апреля – советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершает полет в космос на корабле "Восток-1".

    5 мая – первый американский космонавт Алан Шепард совершает 15-минутный низкоорбитальный полет. Спустя девять месяцев Джон Гленн становится первым американцем на орбите Земли.

    1963 год

    16-19 июня – советский космонавт Валентина Терешкова на корабле "Восток-6" становится первой женщиной в космосе.

    1965 год

    18 марта – Алексей Леонов, космонавт корабля "Восход-2", совершает первый выход в космос. У Леонова возникают проблемы с возвращением на корабль, корабль совершает посадку в 1 тыс. миль от заданного района.

    1968 год

    27 марта – Юрий Гагарин и его инструктор погибли во время тренировочного полета на МиГ-15 недалеко от Москвы. Причины катастрофы неизвестны.

    1969 год

    20 июня – США побеждают во втором раунде космической гонки, когда Apollo 11 совершает посадку на Луне и Нил Армстронг выходит на ее поверхность.

    1974 год

    26 декабря – СССР запускает первую орбитальную станцию "Салют-4".

    1975 год

    15 июля – советский корабль "Союз-19" совершает в космосе стыковку с американским Apollo 18. Астронавты двух соперничающих держав впервые посещают корабли друг друга и проводят совместные эксперименты.

    Переведено 28 июля 2005


    http://www.inopressa.ru/print/independent/2005/07/28/18:52:42/gagarin

  • В оглавление

    АМЕРИКАНЦЫ НА ГАГАРИНА НЕ ПОКУШАЛИСЬ
    Кто убил Гагарина?


    9 марта 2004 года исполнилось бы 70 лет первопроходцу космоса Юрию Алексеевичу Гагарину. Сегодня своими воспоминаниями о первом космонавте делится Дмитрий Панкратович ГЛОТИН, председатель Пермской региональной организации ветеранов космоса. В эту организацию входят творцы космической техники, люди, служившие в Военно-космических силах (ВКС), работавшие на предприятиях соответствующих отраслей промышленности. Наш собеседник впервые встретился с Гагариным в Куйбышеве, где находился завод "Прогресс", изготовлявший ракеты-носители всех пилотируемых космических кораблей. В то далекое уже время - более сорока лет назад - Д. П. Глотин был включен в межведомственную комиссию, руководил которой Генеральный конструктор С. П. Королев...
    - Когда вы впервые увидели космонавта N1?
    -В тот же день, 12 апреля 61-го. То есть сразу после полета, когда его привезли в Куйбышев. Гагарин был еще в комбинезоне.
    Но видеть его мне приходилось еще раньше, конечно. О том, что полетит именно он, Юрий Гагарин, мы знали месяца за три до полета. Все-таки работали не где-нибудь, а в королевской "фирме". Раз в квартал мне приходилось выезжать "наместо", видел, кто примеряется к креслу и прочее. Да и пробалтывались, конечно, те, кто знал больше, с кем мы общались по роду службы. ИТР - неглупый народ, все подмечают.
    Я проработал на этом режимном заводе десять лет. Чтоб не отличаться от других, ходили мы в авиационной форме. К тому времени я служил в должности старшего военпреда, в звании майора.
    Помню еще, что известного журналиста Василия Пескова не пустили на первую встречу с космонавтом. Ошибок, кстати, в газетах было немало, но особенно много "перлов" появляется в последние годы. "Неделя" вот написала, что Юрий Гагарин долго не мог прийти в себя, что забыл даже фамилию Королева и т.п. Вранье! Я видел Гагарина через четыре часа после приземления - все у него было в норме.
    - Дмитрий Панкратович, чем объяснить тот факт, что Гагарин и другие наши первые космонавты. Летали в космос на боевых ракетах?
    - Да, в журнале "Новости космонавтики" Nњ 6 за 2001 год появилось сообщение о том, что Гагарин уходил в первый космический полет на серийной военной межконтинентальной баллистической ракете с военного полигона. Могу добавить следующее. При подготовке к полету Гагарина во время летных испытаний два корабля не выполнили программу из-за отказа ракет-носителей. Правительством было принято решение о запуске космических кораблей "Восток" и "Восход" на орбиту ракетоносителями Р7, взятыми из боезапаса Министерства обороны, т. е. изготовленными на заводе в Куйбышеве по серийной технологии. Для оценки качества отобранных для космических целей десяти ракет была назначена межведомственная комиссия во главе с Королевым, в составе 15 человек, из них 9 представителей промышленности и 6 офицеров ВКС. Эту группу офицеров возглавлял я. Перед нами стояла задача: в сжатые сроки оценить качество боевых ракет и объем доработок для использования их в космических целях.
    - В одной из наших прежних бесед вы как-то сказали, что шансов на благополучный полет у Гагарина было не более половины. Звучит интригующе, знаете ли...
    - При оценке качества боевых ракет нашей комиссией анализировались все допущенные в процессе производства отступления от технической документации. Их количество составляло от 1500 до 4500. Естественно, принятие решений по замене некоторых деталей с серьезными дефектами вызывало дополнительные споры среди членов комиссии. По всем нерешенным вопросам был составлен протокол. По ракете-носителю для корабля "Восток-1" разногласий было около 300, по другим ракетам 25-50. Королев единолично принимал решение по объему доработки ракет или по допуску тех или иных отступлений, отраженных в протоколе разногласий. Он делал это, уже прилетев в Куйбышев.
    Вот тогда-то и прозвучала фраза, сказанная Генеральным конструктором: "Профсоюзного собрания мы устраивать не будем". Сергей Павлович брал на себя огромную ответственность. Шутка ли: если б корабль упал, взорвался, это три с половиной мегатонны, как минимум треть области накрыло бы.
    Понимаете, я, как военпред, был в известной степени независимым человеком, мог высказывать все, что думал. И даже должен был это делать. Я предложил на заседании комиссии заменить ракету-носитель, но... Докладывать большому начальству в Москве о причинах замены уже принятой боевой ракеты никто не решился. Мне Ключарев (главный инженер опытного завода) позже сказал, что когда Сергей Павлович начал просто вычеркивать своим красным карандашом спорные пункты (из 300 вычеркнул около 200), я изменился в лице. В шок меня вогнал Королев, конечно. Но, видимо, руководством страны перед ним была поставлена вполне определенная задача.
    Могут спросить: что же мы такую поганую, некачественную технику принимали? Понимаете, это были первые корабли, фактически - копия разведывательного корабля "Зенит-2", из которого, чтобы поместить кресло космонавта, "выкинули" фото- и радиоаппаратуру и т.д. Навыков еще не было, оснащенность никудышная... Две собачки подопытные взорвались ведь, сгорели на "Востоке". Было это в декабре 1960-го.
    Запуск пилотируемого человеком корабля планировался сначала на ноябрь 1960 года, потом сроки из-за неготовности техники изменились.
    - Когда вы последний раз встречались с Гагариным?
    - В июле 1963 года я вместе с семьей "дикарем" отдыхал в Крыму, в Гурзуфе. А примерно через три дня после нашего приезда в санаторий Министерства обороны приехал Юрий Гагарин с семьей. Там, в санаторном парке, мы и встречались, спасаясь от жары.
    Интересный случай произошел где-то в середине июля в районе пляжа санатория. Ночью в пятидесяти метрах от берега всплыла морская мина диаметром около двух метров. Это была мина времен Второй мировой войны. После этого на море был трехбалльный шторм, моряки-пограничники только на третий день сумели подорвать эту мину. Все эти дни на пляж никого не пускали. Мы только в бинокль наблюдали за работой саперов в море. Среди местного населения распространился слух, что это американцы решили убить Гагарина.
    - А между тем погибнуть первый космонавт планеты действительно мог - из-за нештатных ситуаций на старте, в полете и при спуске корабля на Землю, так?
    - Нештатные ситуации возникали... Уже на стартовой площадке, после того как Гагарин занял свое место в космическом корабле, не замкнулся контакт, который показывает, полностью ли закрыт люк спускаемого аппарата. Пришлось люк вскрыть и закрыть снова.
    Что случилось при спуске корабля Гагарина? На тормозной двигательной установке (ТДУ) отказал обратный клапан магистрали подачи топлива в камеру сгорания, поэтому тормозной двигатель не дал нужного импульса, и спускаемый аппарат (СА) отделился через 10 минут после срабатывания ТДУ на высоте примерно 140 километров. При этом несвоевременно закрылся клапан горючего и окислителя, что привело к закрутке космического корабля со скоростью 30 градусов в секунду.
    Нелады возникли и после катапультирования: у Ю. А. Гагарина нештатно сработали запасной парашют, надувная лодка (на случай спуска на воду), а также клапан подачи воздуха в скафандр.
    - Дмитрий Панкратович, расскажите еще о последних минутах жизни Гагарина. 27 марта 1968 года он не вернулся из обычного тренировочного полета на самолете, разбился вместе с опытнейшим инструктором, летчиком 1-го класса, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным. В чем же, на ваш взгляд, причина гибели самолета? Существует столько версий... Один из исследователей напечатал даже книгу под названием "Кто убил Гагарина? "
    - После гибели Юрия Гагарина и его инструктора - командира полка Серегина - работали четыре комиссии: одна государственная, две ведомственные и одна от КГБ СССР. Для допуска к полетам на самолетах Гагарин должен был выполнить 4 упражнения на самолете МИГ-15, из них два с инструктором и два самостоятельно. Самолет, бортовой N 18, к этому времени прошел уже два капитальных ремонта, а его двигатель - четыре капитальных ремонта. Государственная комиссия изложила свои исследования в 29 томах. Однако однозначно причина гибели экипажа не называется. К наиболее вероятным причинам комиссией были отнесены три.
    Первая. Столкновение с радиозондом. Прибор радиозонда весит 800 граммов и при скорости самолета в 680 км/час мог разрушить фонарь кабины пилотов. На месте падения самолета не обнаружено 40 процентов стекла фонаря.
    Вторая. Попадание самолета Гагарина в так называемый спутный след самолета СУ, который находился в зоне полетов. Это могло привести к сваливанию самолета в штопор на высоте 4 км, а также в условиях низкой облачности, неисправности баровысотомера (он "врал" на высоте 400-500 метров). В это время основной слой облачности был на высоте 500-600 метров, а нижний край облачности - на высоте всего 300-400 метров, то есть в этих условиях Гагарину могло не хватить времени на выход из штопора.
    Третья. На самолетах МИГ-15 с 1960 по 1968 год было несколько авиакатастроф по причине взрыва аккумуляторов, которые были размещены перед кабиной пилота. При таком взрыве струи кислоты под давлением попадают в кабину пилота. Кстати, самолеты МИГ-15 продавались в арабские страны, и десятки арабских пилотов погибли именно по этой причине.
    Назывались и маловероятные причины, в частности такая. В случае аварии в полете первым из МИГ-15 должен катапультироваться инструктор (в данном случае Серегин) и только затем - пилот (в данном случае Гагарин). Если что-то случилось с инструктором, то пилот не имеет возможности покинуть самолет (конструкция машины такая). Установлено, что Серегин перед полетом перенес стресс, в самолет он садился (по рассказам очевидцев) возбужденный и взвинченный. Не исключено, что в полете он мог потерять сознание и лишить возможности Гагарина катапультироваться.
    Расследование осложнялось тем, что на самолете этого типа не предусмотрена установка бортовых самописцев ("черных ящиков"), поэтому все версии гибели экипажа на основе записи параметров самолета подтвердить не представилось возможным. Анализ проводился только на основе разрушенных деталей и узлов самолета.
    Я не назвал еще ряд факторов, сопутствовавших катастрофе. Например, Серегин перед полетом не получил метеосводку о состоянии погоды в зоне пилотирования. При подготовке к полету аэродромные службы плохо выполняли свои должностные обязанности. Как установила комиссия КГБ, журнал выдачи метеосводок о погоде был заполнен после гибели экипажа. Руководитель полета не поддерживал связь с экипажем, не соблюдал интервалы выпуска самолетов в зону пилотирования.
    - Кто-то понес в итоге наказание?
    - По-моему, никто. Из аэродромной службы только кого-то уволили - и все. Знаю еще, что летчик, который попал в тот злополучный день в зону полета гагаринского самолета, написал вскоре рапорт об увольнении из Центра подготовки космонавтов. На него косо стали посматривать после этого случая, и, хотя он в данной ситуации был, как говорится, без вины виноватый, он не выдержал, ушел.
    Лично мне кажется, что они, Серегин и Гагарин, наткнулись на зонд, запущенный из района Подольска, эта причина наиболее вероятна.
    Так что версии насчет убийства (например, в книге Б. Муратова "Убийство космонавта Юрия Гагарина") или "охоты" американцев на нашего первого космонавта - все это досужие разговоры, домыслы и только. Ни у кого бы рука не поднялась на такого человека. Я общался с космонавтами - с Титовым, Рукавишниковым, Кизимом, и они не вспомнили ни малейшего повода для покушения на Гагарина, даже не заговаривали на эту тему.
    Для американцев здесь есть, пожалуй, лишь повод для ревности, если говорить о приоритетах, о нашем соперничестве в освоении космоса. Они еще могут поспорить о том, кто был вторым по счету космонавтом, русский или американец (у них тут своя точка отсчета). Но признают, что первым в космос полетел Гагарин, тут наш приоритет очевиден.

    Беседовал Владимир ГЛАДЫШЕВ.

    ("Пермские новости", № 11, 12 марта 2004 г.)

    http://www.rtc.ru/encyk/publish/art_040316_05.shtml

  • В оглавление



    ЗА ЧТО МОГЛИ УБИТЬ ГАГАРИНА

    Кто убил Гагарина?

    Многие сведетили утверждают, что в момент тибели Гагарина и Серегина было замечено два хлопка-взрыва. Сначала в воздухе. И затем уже при ударе самолета о землю, пишет в "Литературной газете" Игорь МОРОЗОВ.

    Причем на последнем настаивают не просто деревенские жители окрестных сел, в районе которых упал самолет. Примерно о том же самом рассказывал космонавт Алексей Леонов, волею случая оказавшийся в то злополучное утро 27 марта 1968 года недалеко от места гибели МИГ-15. Тогда, тридцать лет назад, Леонов добросовестно изложил свои показания в письменном виде госкомиссии. Но каково же было потрясение Леонова, когда много лет спустя ему довелось вновь увидеть свои показания.

    Они были подделаны. Подделана была даже его подпись.

    В 1968 году Вячеслав Быковский был помощником начальника командного пункта управления полетами Чкаловского аэродрома, откуда в последний раз взлетела спарка Гагарина и Серегина. Он был последним, кто разговаривал с Гагариным - буквально за минуту-две до катастрофы. И тогда, тридцать лет назад, и сегодня Быковский с упорством настаивает, что точка на радаре исчезла несколько раньше, чем это официально зафиксировано в документах правительственной комиссии.

    Хотя, в сущности, правы оба: и Быковский, и комиссия.

    Только комиссия зафиксировала точное время взрыва самолета при ударе о землю.

    Быковский же зафиксировал точное время исчезновения самолета с радара.

    Отсюда следует вполне вероятный вывод: самолет взорвался еще в воздухе.

    Быковский пусть и с осторожностью, но все-таки не исключает, что причиной гибели Гагарина могла быть заранее спланированная диверсия.

    Вениамин Иванович Русяев - бывший кадровый офицер КГБ. Первые несколько лет после полета Гагарина в космос - его сопровождающий, опекун, телохранитель, советчик и просто друг. До этого интервью никому не давал. На разговор же с корреспондентом согласился лишь ради доброй памяти Юрия Гагарина.

    И хотя сам Русяев об убийстве не обмолвился ни словом, он убежден, что нечто "странное" вокруг Юрия Гагарина началось еще за год до его гибели, когда первый космонавт готовился выступить в качестве дублера Владимира Комарова, чей полет на принципиально новом корабле "Союз-1" намечался в конце апреля 1967 года. Вот что говорит об этом Вениамин Иванович:

    - Это было за месяц-полтора до старта. Комаров пригласил меня с женой познакомиться с его семьей. Когда пришло время возвращаться домой, Комаров вышел нас проводить. Так вот тогда-то, прямо на лестничной площадке, Володя и сказал мне, что из полета он не вернется. Я просто опешил. Пытался возразить ему. Комаров настаивал, что знает, о чем говорит. И вдруг он... расплакался.

    Что я ему мог сказать? Ну, единственное, что нашелся: "Если ты так уверен, что погибнешь, откажись от полета". Он ответил: "Нет. Ты же знаешь: откажусь я, полетит первый. А его надо беречь". Первый - это Гагарин.

    Через какое-то время мне вручили письмо. Я его не читал, но в суть меня, конечно, посвятили. Письмо было подготовлено группой, которую организовал Юрий. Он тогда собрал большую команду из всех спецов, которые были достаточно квалифицированы для того, чтобы сделать категоричный вывод: "Союз-1" к полету не готов. А значит, запуск необходимо во что бы то ни стало отложить.

    На следующее же утро я пошел к одному из влиятельнейших людей нашего ведомства генерал-майору Константину Ивановичу Макарову, начальнику технического управления...

    В конце концов письмо попало к некоему Циневу, т.к. он был одним из ближайших друзей Брежнева, они вместе войну прошли и, насколько мне известно, даже были женаты на сестрах. Расчет был прост - письмо должен увидеть Брежнев.

    А потом начались очень странные события.

    Все, кто в той или иной степени имел отношение к этому письму, были вскоре по той или иной причине удалены из нашего ведомства. Макарова, например, уволили, лишив его даже пенсии.

    Кстати, и меня самого вскорости отослали из центрального аппарата на отдаленный объект в области.

    Что стало с письмом, не знаю. Знаю одно: несмотря ни на что, в начале апреля 1967 года Гагарин и Комаров отправились на Байконур. 23-го числа был произведен запуск. Через 24 часа Володи Комарова не стало. При снижении корабль должен был выпустить большой парашют. А парашют не раскрылся. Корабль падал на чудовищных скоростях, с огромным ускорением... Комаров в буквальном смысле превратился в пепел. Все, что от него осталось, - маленькая пяточная косточка...

    Гагарин позвонил мне сразу же, как вернулся с космодрома. И сказал, что сейчас приедет. Я его внизу встретил. Предложил зайти в лифт. Он отказался: "И у лифта уши бывают". А дело в том, что незадолго до этого у меня в доме установили "жучки". Пока шли, он рассказал мне о громадной исследовательской работе, которая была проделана, чтобы предотвратить пуск, и ее результаты просто обязаны были быть представлены Первому лицу. Он мне также сказал, что ему указали на меня как на человека, который передавал письмо соответствующим руководящим чинам.

    Короче, закончили мы разговор тем, что Юра решительно заявил: он будет во что бы то ни стало пытаться прорваться к Брежневу. И если Первый обо всем был в курсе и спустил ситуацию на тормозах... То он точно знает, как поступить. Так он сказал. Дословно. Можно только догадываться, что он имел в виду. Мне даже неизвестно, добрался ли в конечном счете тогда Юра до Брежнева... По крайней мере спросить его об этом впоследствии не удалось. Да, честно говоря, это было бы небезопасно, хотя бы учитывая ту слежку, которую за мной учинили. Сейчас я прямо могу вам сказать: нас предупредили - те, кто будет пытаться разобраться в ситуации... Ну, в общем, в воздухе вокруг нас витал страх...

    Получается вот что: именно гибель корабля "Союз-1" с Владимиром Комаровым на борту вполне могла стать поводом, мотивом для будущей гибели и самого Юрия Гагарина.

    Я специально интересовался: Гагарин, до того объездивший десятки стран, после гибели "Союза-1" побывал лишь в одной зарубежной командировке. Гагарина практически перестали выпускать за рубеж. Боялись? Но чего? Может быть, того, что Гагарин мог, не сдержавшись, рассказать всю правду о погибшем корабле?

    Как бы там ни было, мир не должен был знать об истинных причинах случившегося. Речь, как всегда, шла вовсе не о престиже страны. Речь шла о задницах высоких чиновников, знавших о письме и не предпринявших ровным счетом ничего.

    В этой ситуации Гагарин становился не просто неудобен. Он становился опасен.

    Как бы фантастически и страшно это ни звучало, но все шло к тому, что Гагарин рано или поздно просто обязан был погибнуть. Каким именно образом - не суть важно.

    Автомобильная катастрофа - тоже неплохо. Меньше шуму, да и дешевле. Но тут, должно быть, что-то не заладилось. Личный водитель Гагарина Федор Яковлевич Демчук рассказывал мне престраннейшие вещи: незадолго до гибели Гагарина в машине первого космонавта трижды подряд лопался вдруг трубопровод, ведущий к бензонасосу. Дважды поломку замечали вовремя. В третий раз машина все-таки загорелась, но и тогда обошлось.

    Это было в феврале 1968 года, практически за месяц до гибели Юрия Алексеевича.

    И хотя самому Демчуку даже в голову не приходит связывать эти инциденты с чем-то зловещим, некоторое недоумение в его рассказе все- таки проскальзывало: чтоб трубопровод лопался трижды подряд...

    Снова чистая случайность?..


    http://www.paco.net/odessa/media/word/282/sn31.htm

  • В оглавление






    Обзор сделан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Декабрь 2005 г.


    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 3)
    Дата публикации: 15.12.2005 19:35:34


    [Другие статьи раздела "История очевидцев"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4583
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :