Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Русский вклад:

СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ИДЕЯ ПАНМОНГОЛИЗМА

Автор: Л.Бат-Очир

История человечества свидетельствует, что взаимоотношения между государствами и народами - это непрерывная череда войн и перемирий, соперничества и сотрудничества, обусловленная их противоборством и союзничеством, геополитическими интересами и личными амбициями руководителей, исходивших из идейных, идеологических, расовых, религиозных, националистических и иных соображений. В результате на протяжении веков сложились самые различные формы межгосударственных отношений, "такие как империя, колония, метрополия, протекторат, автономия, сюзеренитет, суверенитет, федерация, конфедерация, союз, содружество. Тому свидетельство - современная политическая карта мира. Из прошедших тысячелетий в силовом разделе мира, в судьбе государств и народов наиболее характерным является уходящий XX век. Именно в этом веке разразились две наиболее кровопролитные мировые войны, существенно изменившие политическую карту мира. Произошел новый раздел мира, образовались новые государства, разъединены отдельные народы. В середине XX века в Африке, Азии, Латинской Америке потерпела крах колониальная система и возникли десятки новых, независимых государства. В результате кровавого внутреннего конфликта распалась на несколько самостоятельных государств искусственно созданная Югославская федерация. Не менее важным событием является объединение Германии, а также Вьетнама, расколотых ранее в силу внешних факторов. Исходя из геополитических соображений и идеи евроцентризма, в Европейский Союз начал тесно интегрироваться целый ряд государств. Тем временем Россия стремится создать некое СНГ и союз с Белоруссией. Возрождаются и набирают силу идеи панисламизма и пантюркизма. Снова начали говорить о Евразии. По-прежнему существует панамериканизм. Из глубокой дремоты просыпается паназиатизм. Многие теперь задаются вопросом о том, что может принести миру пробуждение Азии. Наряду с этим усиливается тенденция к дезинтеграции и самоопределению наций. Так, например, чешский и словацкий народы путем цивилизованного развода создали два самостоятельных государства. В кавказском регионе идет ожесточенная борьба за национальное самоопределение. Та же проблема не один год существует и в Азии. Из вышеизложенного следует, что в современном мире идут позитивные процессы объединения ранее разделенных стран и народов, приобретения ими законного права на самоопределение. Нам же, монголам, необходимо осмыслить суть и перспективу этих процессов и на этой основе разработать четкую концепцию панмонголизма. Это означает необходимость подойти к данной проблеме с точки зрения современных достижений в области межгосударственных и межнациональных отношений и их перспектив в XXI веке, возродить и обогатить старую идею панмонголизма новейшими положениями теорий национального движения, международного права, Конвенции по правам национальных меньшинств и нового политического мышления. Это в свою очередь делает актуальной задачу внимательного изучения наследия известных теоретиков: доктора Ц.Жамцарано (Жамсраны Цэвээн) (1), профессора Элбэгдоржи Ринчин (2), доктора Э.Хара Даван (3) и других, труды которых имеют большое познавательное значение и остаются до сих пор актуальными и злободневными*7. В последние годы некоторые наши горе-историки стараются всячески очернить имя Элбэгдоржи Ринчино. В этой связи авторы данной статьи отсылают читателя к докладу на VII съезде монголоведов и статье японского монголоведа Футаки Хироши "Элбэгдорж Ринчино гэж хэн бэ?" (Кто такой Элбэгдордж Ринчино?), в которой автор фактически реабилитирует Ринчино как крупного теоретика и одного из руководителей движения панмонголизма.

Труды теоретиков панмонголизма долгое время оставались неизвестны читателям, так как были запрещены и преданы анафеме. Даже само слово "панмонголизм" потеряло свое настоящее значение, стало ругательным и стало вызывать раздражение, ненависть и боязнь не только у великодержавных шовинистов, но в какое-то время и в самой Монголии, в силу ее географического положения и исторической судьбы, призванной быть центром движения панмонголизма. Только в последнее время в монгольской печати замечено появление ряда статей (4), освещающих историю движения панмонголизма, но, к сожалению, авторы этих статей придерживаются диаметрально противоположных точек зрения по принципиальному вопросу, а именно: имеет ли право на существование идея панмонголизма в современном мире? Следовательно, надо уточнить понятийный аппарат, терминологию данного вопроса и освободить сознание людей от ложных, антинаучных представлений времен сталинских репрессий и верховенства имперского мышления, от постулатов острой идеологической борьбы вокруг '"буржуазного национализма", "национализма", "шовинизма", "сепаратизма", "патриотизма", "интернационализма" и наконец "панмонголизма". Борьба вокруг последнего породила серьезные искажения и немало "белых пятен" в интерпретации движения панмонголизма. Общество оказалось буквально расколотым по данному вопросу. В связи с этим предстоит задача беспристрастного, комплексного изучения исторического материала и анализа событий национального и национально-освободительного движения монголов и на этой основе определения сущности идеи панмонголизма в новых исторических условиях. Некоторые американские ученые считают XX век периодом монгольского национализма. Да, это верно. Монголы в XX в-еке добились -крупных успехов в борьбе за свободу нации, за восстановление государственного суверенитета и в области внешней политики. В 1911 г. после 220-летнего маньчжурского господства Монголия восстановила государственность и суверенитет. В 1919 г. в Чите состоялся съезд панмонголистов, провозгласивший самостоятельное монгольское государство в составе Внутренней Монголии, Барги и Бурятии; в 1921 г. Монголия вновь провозгласила себя независимым государством; в 1946 г. гоминдановский Китая признал ее суверенитет; в 1962 г. МНР вступила в ООН. Монголия ныне признана всеми великими державами и имеет дипломатические отношения со 130 государствами мира. В многовековой истории своей государственности Монголия и монгольская нация прошли через такие вехи, как первоначальное единое монгольское государство; монгольская империя, не имевшая себе равных, и становление монгольской государственности на исконной территории нации; феодальная раздробленность, раздел нации, потеря государственной самостоятельности и превращение монголов в маньчжурскую и российскую колонии в результате захватнических войн и политики Маньчжурской и Российской империй; ¦ / восстановление государственности на территории Внешней Внутренней  Монголии и Барга (Бурят-Монголия оставалась в ведении Российской империи); вновь раздел, автономия и колония Китая; и наконец, суверенное государство новейших времен. Монголы стали свидетелями того, как исконные монгольские земли были разрублены на три отдельные части - Внешнюю Монголию, Бурят-Монголию, Внутреннюю Монголию, и еще не более мелкие куски точно так, как режут торт во время пышного пиршества властителей. Долгое время такое несправедливое положение скрывалось от мировой общественности, искажалось и замалчивалось, отчасти, в основном до сих пор замалчивается. Вот уже три века монголы испытывают горечь и тяжелейшие последствия насильственного разъединения. Вот откуда у них неудержимая тяга друг к другу и желание объединиться. В разные исторические моменты монголами делались, и неоднократно, попытки объединиться, и хотя последние не имели успеха, сама идея панмонголизма не могли и не может уйти в небытие. Ибо эта идея - выражение вековых чаяний всех монголов, высший идеал их национального самосознания. Поэтому она жива и будет жить. Время печали еще не пришло. Такой оптимистический вывод возможен, так. как, во-первых, одной из стержневых проблем мировой истории был и есть, как известно, национальный вопрос, в XXI веке этот вопрос приобретает еще более актуальный и острый характер. Во-вторых, по прогнозам ученых, в грядущем веке начнется новая история в самоопределении народов и на карте мира появится много новых суверенных государств. В-третьих , под непосредственным влиянием этого еще более повысятся национальное самосознание всех монголов и их стремление к этнической консолидации. Следовательно, можно полагать, что в XXI веке идея панмонголизма получит дальнейшее развитие, сделает существенные шаги на пути к реализации. Может быть, в XXI веке мир услышит новое неслыханное слово в деле объединения монголов как единой нации. Проблема панмонголизма и вокруг него многоплановый и весьма деликатный вопрос. Однако в этой небольшой статье авторы рассматривают ее в узком аспекте монголо-российских отношений и положения национальных меньшинств монгольского происхождения в России или "российских монголов"*^. В этом отношении статья представляет собой лишь первую скромную попытку историко-концептуального осмысления сущности идеи панмонголизма, как идеи, свидетельствующей о стремлении монголов к этнической интеграции в противовес великодержавной идее "разделяй", к восстановлению своих территориальных прав и суверенитета. Наконец, следует отметить, что эти размышления и выводы авторов могут не совсем совпадать с точкой зрения официального Улаанбаатара.
<...>
31 мая 1223 г., когда-на берегу реки Калхи происходило сражение с монгольским владычеством и длилось в течение почти трех веков. Этот так называемый монгольский период русской истории ученые рассматривают по-разному. Одни считают его периодом монгольского ига, периодом величайшего бедствия, жесточайшего террора, непрерывных противоборств, а другие, наоборот, - периодом постепенного формирования единой российской государственности и великодержавности под влиянием так называемого "монгольского ига" и его покровительства одновременно. Последние аргументируют свои выводы историческим фактом - заключением русскими союза с Золотой Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном хана Батыя, внука Чингис Хаана. Это удивительное политико-дипломатическое явление наводит на мысль о том, что в тогдашних монголо-российских отношениях было не только одно "монгольское иго", но и было еще весьма доверительное, доброжелательное отношение друг к другу. В противном случае, монгольское владычество не дало бы никакой возможности, никакого шанса Московскому княжеству превратиться в Великое Государство Московское. По этому поводу русский историк Вс.Иванов писал, что московский царь "вылупился от монгольского хана, как птенчик из скорлупы" (5). Когда-то могущественная Золотая Орда распалась как государство, а монголы остались там же на старых землях, многие из них постепенно растворились в массе местного населения, обрусели или же отатарились. Позже их потомки дали немало гениев, талантливых полководцев, служивших как царской, так -и советской России. Россия набирала мощь, крепла и начала активное наступление на Восток, на. сибирские земли. Однако, в эт.от период на протяжении XV-XVI веков не было прямых связей между Россией и образовавшимися тогда на исконномонгольских землях разрозненными, самостоятельными ханствами К началу XVII века Россия, завоевавшая Западную Сибирь, уже подошла к западным и северным рубежам коренной монгольской территории, но временно остановилась и стала строить там остроги и укрепления, ожидая удобного момента для дальнейшего движения на Восток, начала усиленно изучать военно-политическую ситуацию, сложившуюся в этом регионе и монгольском мире. И пришлось бы русским завоевателям очень долго ждать, если бы не сложилась неожиданно совершенно новая ситуация в этом регионе. Появление в 1618 г. на карте Восточной Азии нового мощного Манчжурского государства - потомков чурченей - застало всех, в том числе русских и монголов, врасплох. Этого никто не ожидал. Между русскими владениями и новым сильным государством простирался монгольский мир, раздираемый внутренними противоречиями. По существу монгольская нация была поставлена перед фактом ведения войны на двух фронтах - на востоке и на севере. А это, как известно, чрезвычайно сложно. В то время и у новоявленной /Манчжурии, и у русских цели были одинаковы - завоевание монгольской территории, что объективно ставило их в положение союзников. Можно предположить, что эту выгоднейшую ситуацию оба очень быстро поняли и воспользовались ею в полной мере. Пользуясь этой удобной исторической ситуацией, когда шла междоусобица монгольских ханств, Российская империя начала постепенный захват периферийных земель Монголии (6). Так, например, захват земель начался в 1620 г а через 100 лет была уже захвачена вся Прибайкальская Монголия (Северная (ар Халха), позднее названная Бурятией. В результате в 1727 г. Россия заключила договор с Манчжурией, тем самым северные земли Монголии-Бурятии со всем населением вошли в состав царской России. Начиная с 1756 г. русские начали собирать ясак от западных монголов - ойратов Алтая, а в 1860 г. они тоже были включены в состав России согласно договору, заключенному в Пекине (7). Следовательно, Россия и Маньчжурия разделили Монголию между собой. Что касается калмыков и Тувы, то их вхождение в состав России отличается от предыдущих. Калмыки, например, в конце XVI века самовольно перекочевали из Монголии (Джунгарии) в пустовавшие тогда прикаспийские степи и образовали в 1661 г. свое Калмыцкое ханство в составе Российской империи (. Тува и ее коренные жители монголы-урианхайцы с древних времен жили в составе Монголии. В середине XVII века часть Тувы вошла в состав России, другая ее часть не без давления со стороны Москвы, отделившись от Монголии, объявила себя в 1921 г. Тагна-Тувинской народной республикой. В 1944 г. ТТНР, прекратив свой суверенитет, вошла в состав Советского Союза и стала автономной областью. Таким образом, значительная часть территории и населения Монголии оказались в составе как Российской империи, так и Советского Союза в то или иное историческое время, в результате чего монгольский народ был разрублен по живому телу на отдельные части. Исследования историков Сибири и монголоведов свидетельствует о том, что не может быть и речи о добровольном присоединении к России Бурятии, части Тувы и Алтая, как и всей Сибири. Утверждения о добровольном присоединении есть чудовищная ложь! На самом деле эти земли в большинстве случаев были захвачены "бородатыми завоевателями" в течение 200-250 лет насильственным путем, с пролитием моря крови и слез местного населения, путем обмана, запугивания, злоупотребления доверием, захвата заложников, купли и вознаграждения влиятельных туземных чиновников-предателей, а также с применением дипломатической хитрости, координацией действия с маньчжурскими властями и заключением секретных договоров и соглашений. "Российские монголы", оказавшись подданными России, как и все инородцы, в течение почти трех веков испытывали на себе всю тяжесть национальной политики как царской России, так и Советского Союза. Видимо, недаром называли царскую Россию тюрьмой народов. Для "российских монголов" она была действительно тюрьмой самого строгого режима. Национальная политика царских и коммунистических правителей России по сути и конечной цели мало чем различалась и была направлена на колонизацию захваченных земель, эксплуатацию и ассимиляцию национальных меньшинств, произвол над ними, на беспощадную расправу, гонения и полное пренебрежение к их коренным интересам. Основными методами реализации такой политики были насильственная русификация, расчленение территории и заселение их русскими, которых натравливали на "диких" кочевников. Безмерно тяжки были страдания и жертвы "российских монголов". Недаром среди бурят-монголов существовала поговорка: "русскому человеку убить -все равно, что ягненка зарезать". Однако "российские монголы", несмотря на их малочисленность, наравне с русскими участвовали в многочисленных войнах, в том числе в двух мировых, гражданской войне между "красными" и "белыми", в трех революциях, стали жертвами сталинских репрессий, геноцида и депортаций, испытали трудности территориального расчленения и расселения по различным территориям, вынесли неоднократные издевательства над статусом их государственности и чувством национальной гордости. В таких тяжелейших условиях рост общей численности "российских монголов" сильно замедлился, и в отдельных случаях имеет место уменьшение его численности. Так, например, за последние 100 лет калмыцкое население уменьшилось на 30%. огромные людские и материальные потери понес этот маленький несчастный народ из-за сталинских репрессий и депортации, начавшейся зимой 1943 г. Русификация национальных меньшинств монгольского происхождения была начата с помощью православной церкви. В этом отношении церковь, проводя христианизацию, ст.ала настоящим опиумом для национальных меньшинств. Миссионеры шли по их земле, образно говоря, с крестом и кнутом в руках;' и крестили силой инородцев и их детей с помощью полицейских чиновников и местных родовых властей. За добровольное принятие православия царское правительство освобождало на три года инородцев от платежа податей. Вновь крещенным раздавались также деньги и подарки. Крестили инородцев в расчете на то, что, если крещен в русскую веру - значит уже не инородец, а русский, крещенные сольются с русскими интересами и навсегда забудут свое тяготение к родственной им Монголии. Заселение русскими их земель превратило национальные меньшинства в инородцев на их собственной земле. Всячески поощрялись смешанные браки. Инородцы начали постепенно забывать древние обычаи предков и богатую национальную культуру. Из^за отсутствия национальных школ, как обычно, дети родоначальников, богатых чиновников учились в русских школах, постепенно забывая родной язык и старомонгольскую письменность. Многие из них полностью обрусели. В настоящее время у многих бурят их древний и прекрасный язык стал средством общения лишь в быту, и 14 % бурятского населения считает ныне русский родным языком. Чудовищная страшная статистика!
Очень странным и страшным является и то, что политики новой'' демократической России открыто поощряют этот процесс. Лидер ЛДПР В.Жириновский в своем интервью в Улан-Уде открыто заявлял, что в государстве должен быть только один язык, что бурятские дети, мол, пусть читают сказки на родном языке. Но когда летаешь самолетом, говорил он, через час наступает другая республика и совсем другой язык. Страшно в том смысле, что это есть мнение не одного господина Жириновского, а у него есть немало единомышленников. Одним из испытанных методов ассимиляции национальных меньшинств монгольского происхождения у русских, равно как и у китайских правителей, были и есть раздробление их земель и массовое заселение колониальных монгольских территорий иммигрантами из внутренних регионов империи с конечной целью поставить коренное население перед так называемым свершившимся демографическим фактом, как они эту ситуацию называют, когда коренное население становится абсолютным меньшинством на своей территории, изолировать монголов друг от друга, ослабить их сплоченность, культурно-языковые связи, разрушить их вековой хозяйственный быт. В результате проведения такой политики коренные жители становились национальным меньшинством на своей собственной земле. Всего лишь 24 % населения Бурятии, 52 % Калмыкии, 60 % Тувы составляют лица коренной национальности (9). В царской России, как известно, национальные меньшинства не имели какой-либо государственности и находились в составе губерний. После Октябрьской революции народы и народности бывшей Российской империи впервые приобрели государственный статус. Они превратились в союзные и автономные республики. Это было исторически прогрессивным начинанием и шагом вперед в решении проблемы национального самоопределения народов. Однако статус этих республик носил формальный характер и был по существу политической демагогией и рекламой, демонстрирующей якобы демократичность советской власти и предоставление ею угнетенным царской Россией народам права на самоопределение, ню на деле мало кто считался с этим правом. Во времена Сталина и после него советские и российские руководители действовали по принципу "отбирай одной рукой то, что дано другой", и обещали столько поглотить, что .. ..Но когда национальные республики стали на самом деле провозглашать свой суверенитет, то против них применялась даже военная сила. Конечно, такое случалось не часто. Но частое, самовольное изменение статуса национальных государственных образований малых народов в советское время было обычным делом.
В 1923 г. была образована Бурят-Монгольская АССР. Однако в 1937 г. кремлевские руководители секретным постановлением разделили ее территорию на 4 части, почти половину отобрали и отдали Иркутской и Читинской областям и на их территории создали Усть-Ордынский и Агинский национальные округа. Руководителей БМАССР репрессировали как "националистов" и "панмонголистов-антисоветчиков". Да не только руководители бурят-монгольского народа, но и много тысяч безвинных, честных людей разных национальностей было репрессировано диктаторским режимом якобы за участие в так называемой панмонгольской контрреволюционной организации.
Даже в совсем мирное время после победы Советского Союза над гитлеровским германским фашизмом и японским милитаризмом продолжались эти грубейшие нарушения законности, дикий произвол, страшная клевета. Так, например, в августе 1951 г. три престарелых колхозника Сускин А.Н., Прокопьев С.Б. и Ханхаев Х.Х. были осуждены за "причастность" к панмонголизму на 25 лет лишения свободы и 5 лет ссылки каждый.
На самом деле на территории Бурят-Монгольской АССР, а также МНР никакой панмонгольской организации не существовало. Все это придумали и искусственно создали сотрудники НКВД. Несмотря на это подозрение в панмонголо-бурятизме не затухало с течением времени, даже после смерти Сталина. Поэтому слово "монгольская" в названии автономной республики всегда вызывало раздражение у кремлевских руководителей. В 1958 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вычеркнули из названия республики эпитет "монгольская" и дали новое название "Бурятская АССР". Можно ли называть такое отношение к государственности целого народа иначе, как политическим издевательством?
Такая же история случилась с калмыками и ойратами. В первый раз в 1771 г. императрица Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство и включила его в состав Астраханской губернии. В 1920 г. В.И.Ленин подписал постановление о создании Калмыцкой автономной области. В 1943 г. И.В.Сталин распустил Калмыцкую АССР, ее земли раздал Астраханской, Ростовской областям и Ставропольскому краю. Вот на такие куски были разрублены земли Калмыцкой автономной республики. В годы "хрущевской оттепели" в 1956 г. была создана сначала Калмыцкая автономная область, а в 1958 г. восстановлена Калмыцкая АССР.
Что касается ойратов, то сначала была образована Ойратская автономная область, но она с 1948 г. переименована в Горно-Алтайскую область. Это было, видимо, связано с заселением этой земли русскими, в результате чего ойраты стали составлять лишь 30 % населения области. Такова вкратце историческая судьба национальных меньшинств монгольского происхождения в России. Несмотря на такую горькую судьбу, "российские монголы" служили русским царям, а позже коммунистическим правителям не за страх, а за совесть. Однако это, отнюдь, не означает, что все они ходили в "шкуре раба". История свидетельствует об их неоднократных выступлениях против великодержавного шовинизма, национального гнета, унижения и притеснений, за справедливость, за создание государственности, за право на самоопределение, а также за объединение всех монголов. Часто возникали протесты и стихийные восстания. Буряты отправили в 1703 г. целую делегацию к императору Петру I , который был вынужден издать указ по следам желоб и прощения бурят (10).
Революция 1905-1907 гг. явилась мощным толчком к небывалому подъему национального самосознания угнетенных народов Российской империи. После свержения царизма национальное движение по сравнению с 1905 г. поднялось на еще более высокий уровень, приняло четко выраженные организационные формы с программой и конкретными задачами. Представители зарождавшейся национальной интеллигенции возглавляли национальное движение.
В Бурятии народниками во главе с Ц.Жамцарано была создана организация "Знамя бурятского народа", была также создана Партия прогрессивных бурят. Читинский общебурятский съезд в конце апреля 1917 г. принял проект положения о национальной автономии и создал Бурятский национальный комитет (Бурнацком), председателем которого в свое время был видный деятель бурятского национального движения Элбэгдоржи Ринчино, впоследствии ставший одним из выдающихся руководителей национально-освободительного движения всех монголов. Бурнацком, как высший исполнительно-распорядительный орган власти, провел в жестких условиях революции, гражданской войны и интервенции большую работу по национально-государственному, экономическому и культурному развитию бурят-монголов. Во время съезда народов Востока Элбэгдоржи Ринчино и другие делегаты Бурятии встретились с В.И.Лениным, и Ринчино представил ему докладную записку "Инородческий вопрос и задачи Советского строительства в Сибири". Многолетняя борьба за национальную государственность бурят-монгольского народа получила поддержку главы Советской России. В октябре 1920 г. по его проекту было принято постановление о предоставлении автономии бурят-монголам. В Калмыкии также была организована первая национальная организация учителей - "Знамя калмыцкого народа". В этой организации активное участие принимал известный ученый, доктор Эренжен Хара-Даван. Представители национального движения не были буржуазными националистами, сепаратистами, контрреволюционерами, в чем их тогда обвиняли большевики, а являлись в сущности национальными и революционными демократами. Поэтому они остро критиковали колониальную политику царизма, тормозившую развитие национальных окраин России и державшую национальное меньшинство в темноте и невежестве. Национал-демократы Бурятии, Калмыкии, тувинские урянхайцы и алтайские ойраты выступали за возрождение своих народов, восстановление национальной культуры, родного языка, за отмену земельных и административных реформ, приводящих к разрушению'-их традиционное скотоводство, к массовым захватам земель, за установление национальной автономии. Другими словами, они боролись за ликвидацию веками господствовавшей колониальной и русификаторской политики царизма. С ростом национального самосознания и национальной интеллигенции под влиянием трех российских революций и с усилением тяги к братьям-монголам вне пределов России бурятские национал-патриоты включились в национально-освободительное движение Внешней и Внутренней Монголии. Этому способствовала сложная международная обстановка в этом регионе. Бурятские политические лидеры принимали самое активное участие в общемонгольской конференции, объявлявшей всю этнографическую Монголию самостоятельным государством в феврале 1919 г. Как известно, этот Читинский съезд панмонголистов был встречен в штыки великодержавными шовинистами. К сожалению, по этой же причине, а также из-за пассивной, трусливой и предательской позиции прокитайски настроенных феодалов внешней Монголии временное правительство, избранное на съезде, "умерло", не успев родиться. Хотя этот смелый политический акт кончился "с нулевым результатом", но он зажег второе пламя надежды в сердцах всех монголов. Первым можно назвать провозглашение независимости Монголии в 1911 г. С тех пор движение панмонголизма до наших дней имело несколько крупных волн. Во внутренней Монголии было сделано несколько попыток путем вооруженной борьбы отделиться от Маньчжурии, позже - от Китая. Все они были жестоко подавлены. Среди руководителей национально-освободительного движения всем монголам были известны имена Нейсе-гегена, Дамдинсурэн вана, Тогтох гуна, Чингиса и других. Они, естественно, рассчитывали на помощь и поддержку со стороны Внешней Монголии и Бурятии, где в трудные для них годы они не раз находили убежище. В смутное время гражданской войны в Сибири, Китай оказал доставку Центросибири предметов снабжения и боевых припасов, предлагал Центросибири аннулировать русско-китайско-монгольский договор 1915 г. и тем самым ликвидировать автономию Монголии. Это предложение бурятские деятели считали обманом, возможное заключение соглашения с Китаем за счет Монголии актом явного предательства по отношению ко всей Монголии, наносящим огромный ущерб России и общемонгольским интересам бурят-монголов и вообще всем монгольским племенам. Из Внешней Монголии халхасские патриоты с позволения VIII Богд Жавзандамба обратились в 1911 г. к Николаю II с просьбой помочь в объединении монголов (11). В этой встрече участвовали бурятские патриоты. После революции 1917 г. в России буряты вместе с революционно-демократически настроенными русскими оказали помощь в изгнании китайских оккупантов из Монголии, в подготовке и победе национально-освободительной революции . Таким образом, история свидетельствует, что совместная борьба, общая тяжелая судьба и взаимная поддержка народов Бурятии, Внешней Монголии укрепила их единство и сплоченность и естественно побудила их к объединению и созданию единого свободного государства на исконно монгольских землях. Это то, что мы называем идеей панмонголизма. Поэтому наша позиция существенно отличается от мнения тех авторов, которые трактуют панмонголизм, как стремление восстановить бывшую великую Монгольскую империю на своих и чужих землях, что, конечно, является настоящей утопией. Поэтому не стоит бояться идеи панмонголизма как сатаны. Борьба "российских монголов" за национальное самоуправление и за осуществление культурно-национальных чаяний продолжается и по сей день. С распадом СССР для этого появились благоприятные условия. Как известно, после распада СССР, когда состоялся настоящий парад суверенитетов, "российские монголы" добились повышения статуса своей государственности и расширения полномочий. Ныне в Российской Федерации существуют 4 республики, где проживают "российские монголы" - Бурятская, Калмыцкая, Тувинская и Алтайская и 2 бурятских национальных округа. Создание национальных республик, несомненно, явилось шагом вперед по сравнению с бывшими автономными республиками. В связи с этим отметим высказывания некоторых историков. По их мнению (сейчас совершенно очевидно), что не освободи "Азиатская кавалерийская дивизия" барона Унгерна, которая являлась одним из соединений вооруженных сил объединенной Монголии (Даурского правительства), а не белогвардейской бандой (как утверждала большевистская пропаганда), Ургу' и Монголию от китайских оккупантов, вряд ли Красная Армия стала воевать с войсками Гоминдана, с которыми в ту пору у ней сло жились союзнические по сути отношения. Японский монголовед Футаки Хироши справедливо отмечает, что "Если считать рево люцию 1911 г. совместной деятельностью внешних и внутренних монголов, то революция 1921 г. была осуществлена совместным проектом халхасцев и бурят-монголов. Если в движении 1911 г. Хайсан-гун, представляя Внутреннюю Монголию, выполнял важную роль, то Ринчино, как представитель Бурят-Монголии, принимал участие в революционной деятельности 1921 г. Поэтому Ринчино, как С.Данзан и Д.Бодоо, является одним из трех руководителей революции 1921 г. (12). республики считаются суверенными только лишь в рамках Российской Федерации и не имеют права на самоопределение. Поэтому этот и другие принципиальные вопросы межнациональных отношений и национальной политики нынешней России не выяснены до конца и продолжают вызывать горячие дискуссии и даже приводят к вооруженным столкновениям. В настоящее время в РФ идет борьба между двумя противоположными концепциями. С одной стороны, усиливается центробежная сила в пользу достижения полного суверенитета национальными республиками, а, с другой, не сдает свои позиции старое имперское мышление, нацеленное на то, чтобы держать другие народы по-прежнему под пятой Москвы. Последнее проявляется в стремлении восстановить бывший СССР, ню с губерниями, как в царской России, вместо национальных республик. Среди таких ярых приверженцев русификации можно назвать и всемирно известного писателя, бывшего узника ГУЛАГа, автора книг "Один день Ивана Денисовича" и "Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына. Очень странно, не правда ли? Отсюда и возникает вопрос. Долговечен ли нынешний статус государственности недавно образованных национальных республик. Как известно, их в Российской Федерации двадцать (без Чечни). Отдельные российские политики свое стремление решить межнациональные проблемы на основе имперского мышления и с применением "железного кулака" стараются ловко прикрывать известным принципом сохранения территориальной целостности страны, пренебрегая общепризнанным международным принципом, правом самоопределения наций, провозглашенным Циммервальдской конференцией. Именно под таким предлогом была не только не признана Российской Федерацией независимость Чечни, но и была применена военная сила против нее, и в течение двух лет продолжалась разрушительная кровопролитная война против маленького народа. Причина такой затяжной войны заключалась, по нашему мнению, в том, что русским солдатам пришлось воевать в Чечне не против малочисленных банд, не за установление конституционного порядка как утверждали тогда в Москве, а вести настоящую войну против защитников исконных земель, борцов за суверенитет своей страны, против небольшого по численности, но мужественного народа. Чеченская война, как один из редчайших случаев в истории, стала настоящим уроком для политиков и военных - пленников имперского мышления, а также вдохновляющим примером для малых, свободолюбивых народов. Из вышеизложенного видно, что перед недавно образованными национальными республиками РФ, в том числе Бурятией, Калмыкией, Тувой, Алтаем, стоит сложная проблема отстоять в будущем статус своей государственности.

Надежда умирает последней
В настоящее время в мире рассеяно около 10 миллионов монголов. Всех их - коренных, "российских", "китайских", и других - объединяет, прежде всего, этническая общность языка, культуры, обычаев, религии и тот неоспоримый факт, что все они жили в течение пяти веков в составе единого монгольского государства. Их объединяет также общемонгольская идея, стремление жить вместе на своих коренных землях в рамках единого возрожденного государства.. Естественно, чувство принадлежности к монгольской нации породило и понятие "панмонголизм", получившее со стороны его противников резко отрицательное значение. Мы выше показали, что панмонголизм - это национально-патриотическая и благородная идея, зов сердца разделенных народов. Тем не менее монголы живут разделение уже в течение нескольких веков. В связи с этим закономерно возникает немало вопросов,, главные из которых: - Какие причинно-следственные связи побудили великие держ.авы расселить монголов по своим отдельным квартирам, рассечь их земли на части? - Какие существуют основания не позволять монголам объединяться? - Когда же кончится нынешний раздел монголов? Мы постараемся коротко ответить на эти вопросы. Стратегическая цель правителей могущественных держав прежних времен - Российской империи и Маньчжурской династии (позже Китая) состояла в том, чтобы максимально ослабить военно-экономический потенциал другого, некогда могущественного государства - Монголии, окончательно подавить духовный потенциал монголов, как целостной нации и как потомков Чингис-хана, одного из самых могущественных людей за всю человеческую историю, военного и политического гения, чья конница своими кривыми саблями когда-то завоевала чуть ли не половину земной суши. Средством достижения такой цели могли служить только, во-первых, раздел монгольских земель, и, во-вторых, порабощение, ассимиляция, депортация и иные формы подавления. Нет сомнений в том, что именно на этом строилась тактика их действий в отношении монголов. Свои действия, т.е. месть, направленные на раскол монгольского мира и подавление национального духа монголов, они оправдывали тем, что эти действия, дескать являются ответом на "преступления" и "жестокость" Чингис-хана и чингисидов во время военных походов. Такое утверждение, конечно, не выдерживает никакой серьезной критики, ибо история свидетельствует о том, что сами русские, китайцы, маньчжуры были куда агрессивнее "степных варваров". Бесспорно и то, что Чингис-хан, с одной стороны, был величайшей личностью в истории, а с другой, много воевал, был жестоким по отношению к своим врагам. Он был жесток, когда противник обманывал или убивал его послов. Этого он никогда не прощал, да и сам его век был жесток. Но разве великие европейские полководцы - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Суворов были "добрыми" завоевателями? Отнюдь, нет. Однако в книгах по истории их до сих пор только хвалят, ценят и чтят. Тогда спрашивается, кого и за что винить и чернить. Только ли одного Чингис-хана за жестокость и на этом основании порабощать его народ, захватывать его земли? Что касается былого боевого духа монголов, то можно утверждать, что тактика великих держав в этом вопросе оправдала себя благодаря буддийской религии, завезенной извне. Некогда воинственные монголы превратились в исключительно смирных и крайне суеверных людей, отказались от философии Чингис-хана и его преемников, которые мечтали о "создании единого царства человечества", о "господстве над Востоком и Западом". Современные монголы и вовсе отказались от мысли о том, что "у нас всюду враги от заката солнца и до"восхода его", как считали во времена Чингисхана. Тогда возникает вполне резонный вопрос. Отчего и зачем воспрепятствуют объединению мирного и немногочисленного народа? Дело в том, что великие державы не хотят вовсе этого, ибо им нужна территория "их" монголов с точки зрения геополитических и экономических интересов. Эту свою политику они прикрывают принципом неделимости и сохранения территориальной целостности и ссылаются на ранее заключенные договоры. За ответом далеко ходить не надо. Общеизвестно, что территории "русских" и "китайских" монголов с давних времен, когда единых российского и китайского государств не существовало, принадлежали Монголии, будучи исконно монгольскими землями. Отсюда видно, что идея панмонголизма не имеет ничего общего с захватом чужих территорий. Наоборот, эти земли были захвачены огнем и мечом через море крови и слез. Что касается договоров, то в большинстве случаев они были заключены между' царской Россией, Манчжурией, Китаем за спиной монголов и впоследствии, как известно, заключившие их субъекты семи сошли с исторической сцены. Создание нейтральной, независимой федеративной Монголии, под международной защитой - такая постановка и разрешение общемонгольского вопроса, не может не удовлетворить, по нашему мнению, такие крупные, влиятельные государства, как США, Япония, Англия, Франция и Индия. На наш взгляд, ни у кого из них не будет никаких возражений, ни малейшего повода противиться объединению монголов. Что касается России и Китая, то создание такого сравнительно крупного буферного государства перестанет быть, как прежде, яблоком раздора между ними, ибо новым положением вещей будут устранены притязания и той и другой стороны на такую Монголию и на ее территорию. Тем самым, существенно изменится характер политической игры великих и влиятельных держав вокруг проблемы Монголии. Из вышеизложенного видно, что для объединения монголов сначала на духовной и экономической основе, а затем, в территориальном плане не существует объективных препятствий, а есть только искусственно созданные барьеры. Объединение - вопрос жизни и смерти нации. Оно даст возможность избежать исчезновения нации. Возрождение монгольской нации немыслимо без объединения. Но для великодержавных властителей это - лишь вопрос ущемления их самолюбия. В самом общем плане этот срок, как нам представляется, зависит от двух главных факторов: во-первых, от внешних или международных; во-вторых, от внутренних или межмонгольских. К внешним факторам мы относим: - создание нового международного политического порядка; - усиление возможного процесса дезинтеграции, борьбы угнетенных и обиженных народов за самоопределение в различных регионах мира, в том числе в соседних с Монголией странах; - переориентацию внешнеполитической линии великих держав и высокоразвитых стран на более сбалансированный учет национальных интересов малых государств и народов; - гуманизацию национальной политики великих держав, проведение ими политики мудрого благоразумия, учета и уважения коренных интересов и многовековых чаяний национальных меньшинств на их территории и повышение статуса их государственности и прав; - расширение движения за реализацию идеи паназиатизма в Евразии; - оказание помощи со стороны ООН и других международных организаций по защите прав человека, в том числе прав национальных меньшинств. К внутренним факторам мы относим: - осознание всеми монголами их общеэтнических интересов, объединение усилий и укрепление сплоченности их рядов за реализацию этих интересов, координацию и существенное усиление их деятельности в этом направлении; - активизацию внешнеполитической и дипломатической деятельности Монголии в рамках ООН и других международных организаций по проблеме монголов, проживающих за пределами Монголии; - проявление широкомасштабной и постоянной инициативы по расширению многостороннего сотрудничества с соседними государствами и заключение договоров по гуманитарным вопросам, касающимся национальных меньшинств монгольского происхождения; - установление отношений стратегического партнерства с заинтересованными странами по вопросам панмонголизма и поиск их поддержки; - восстановление экономики, разрушенной в результате поспешных, непродуманных шагов при осуществлении сегодняшней реформы, обеспечения ее дальнейшего и стабильного развития во благо повышения жизненного уровня монгольского народа; - разработку совместными усилиями научно обоснованных теории и концепции движения панмонголизма. Как видим, проблему панмонголизма не решить усилиями лишь одной Монголии. В связи с этим хотелось бы привести высказывание известного бурятского ученого-монголоведа, доктора исторических наук Ш.Б.Чимиддоржиева о сути и содержании панмонголизма. Он считает, что "понятие "панмонголизма" охватывает интересы населения всего монгольского мира, всех монгольских народов. Это движение призвано было возродить их единство, способствовать сохранению и укреплению общемонгольских этнических историко-культурных и языковых связей" (13). Следовательно, при разработке концепции панмонголизма и при ее реализации необходимо учитывать вес вышеназванных факторов, а также мнения ученых из Бурятии, Внутренней Монголии, Калмыкии, Тувы и других стран, где проживают наши братья и сестры. Надо подходить к ее реализации с большой осторожностью, постепенно и поэтапно. На начальном этапе реализации идеи панмонголизма следовало бы активизировать деятельность Всемирной Ассоциации Монголов с целью дальнейшего расширения культурных, научных, личностных, гуманитарных связей и создания условий для свободного, безвизового общения между монголами, проживающими в разных странах, и организации совместных НИИ. В области экономики необходимо создавать больше совместных предприятий, организаций сервиса, свободные экономические зоны и коренным образом расширить приграничную торговлю и людские общения. Наряду с этим представляется важным учредить Постоянные Представительства в столице Монголии как четырех республик России, так и Внутренней Монголии. Можно также создать в Улаанбаатаре надгосударственный общемонгольский Координационно-совещательный орган, возглавляемый главами Монголии, российских национальных республик и автономного района Внутренняя Монголия. На дальнейших этапах необходимо переходить к вопросам объединения монголов путем обмена территориями и добровольного переселения населения с одного места на другое место проживания. Здесь поучителен опыт Казахстана. Известно, что во время массового переселения "монгольских казахов" в Казахстан, на родину их далеких предков, Монголия проявила высочайшую гуманность и показала другим странам хороший пример. В случае переселения монголов из-за границы в Монголию, она имеет для них достаточно территории и природных богатств. Переселение монголов можно осуществить на территории других стран для компактного совместного проживания, что, в свою очередь, способствовало бы возрождению их национальной культуры, языка, письменности и древних обычаев их предков. Может быть поставлен в критический момент вопрос об отдаче ранее захваченных монгольских земель другим странам в обмен на объединение. Последний этап будет, по-видимому, самым трудным и продолжительным, ибо на этом этапе будет поставлена задача объединенного Монгольского государства в той или иной форме. Идея создания такого государства вовсе не означает автоматического слияния государств и государственных образований в одно единое государство. Речь идет о постепенном и поэтапном переходе от одной формы совместной государственности к другой. Могут быть применены такие формы совместной государственности, как федерация, конфедерация, сообщество, содружество и другие. Сначала может быть применена формула "одна нация и несколько государств". По мере развития различных форм совместной государственности на самом последнем этапе может быть поставлен вопрос об образовании нового, объединенного Монгольского государства на исконно монгольских землях. Все это - лишь общие размышления авторов. В дальнейшем же необходимо разработать конкретную концепцию и пути ее реализации с учетом мирового опыта и совместными усилиями ученых и политиков заинтересованных стран. Чтобы правильно прогнозировать срок объединения монголов в той или иной форме государственности весьма важно детально разобраться в сложных сплетениях экономических, политических, военно-стратегических интересов, которые завязались или будут завязываться у великих держав, заинтересованных в этой проблеме и наметить то место, которое займет объединенная Монголия в сплетениях этих интересов. Идея панмонголизма преследует стратегическую и долгосрочную цель осуществления неотъемлемого права всех монголов на создание общемонгольского дома. Она должна стать главным направлением и конечной целью национального движения всех монголов в грядущем XXI веке. В настоящее время идет процесс раскрепощения сознания монголов, возрождается национальная культура, повышается интерес к древней истории нации. Есть верные признаки воскрешения в сознании людей национальной памяти, национального самосознания, национализма, чувства собственного достоинства. Закоснелые ранее понимания и стереотипы разрушаются. Из печати видно, что некоторые "российские" и "китайские" монголы-патриоты не без основания обвиняют нас, коренных монголов, в самоизоляции от своих братьев по крови, живущих вне пределов Монголии, в нигилистическом отношении к самой идее панмонголизма (14). Они критикуют нас также и за то, что в концепции национальной безопасности и внешней политики отсутствует четкая позиция по отношению к монголам-, проживающим за пределами Монголии. По этому поводу следует заметить, что Монголии суждено быть центром панмонголизма. Следовательно, политические, дипломатические и научные структуры должны проявлять больше активности, политической инициативы, осознавая это ответственное предначертание, не обходя острых проблем и не теряя надежды на объединение. Разобщенность монголов не бесконечна. Она конечна. Верь тому!
Что касается нигилизма, то в этом отношении характерна статья Уртнасангийн Энхбата "Нужен ли сегодня панмонголизм?" и анонимная статья под заголовком "Современный панмонголизм", где автор или авторы утверждают, что необходимость в идее панмонголизма ныне отпала, что она - невозможная, никогда не осуществимая мечта, что она совершенно не нужна, так как необходимо уважать статус-кво политической карты мира по итогам второй мировой войны, с одной стороны. С другой сторо ны, монголы, проживающие вне пределов Монголии, начали линг вистически и культурно растворяться в других народах. В этой предательство в рядах движения панмонголизма может привести в конечном счете к самым плачевным и негативным последствиям. Когда есть единая воля и сплоченность, можно и возможно добиться огромных успехов. Тому яркий пример евреев, сумевших создать собственное государство после тысячелетнего разъединения и вековых гонений. Поэтому нам, всем монголоязычным народам, как никогда нужны сплоченность, оптимизм и надежда на лучшее будущее. А надежда, как говорится, дает силу на будущее и умирает последней. Так или иначе, в конечном итоге победит не "железный кулак" великодержавных правителей, а железная логика жизни. Эту статью мы хотели бы закончить следующими словами, обращенными к монгольскому миру: Монголы всех стран объединяйтесь!
В этой связи возникает ряд вопросов: во-первых, трудно поверить, что данные статьи написаны монголами; во-вторых, как понимать, что стало возможно объединение двух Германий, разъединенных по тем же итогам второй мировой войны; в-третьих, имеют ли монголы Монголии право эгоистически оттолкнуть от себя этнических монголов под предлогом их начавшейся ассимиляции, ингорируя их естественное стремление к объединению. Нельзя думать категориями сиюминутными.

Приведено с сокращениями, полностью, а также список использованной литературы можно посмотреть по адресу: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=706

Автор: Л.Бат-Очир, политолог


Обсудить на форуме >>

Источник:   www.kyrgyz.ru/
Оставить отзыв (Комментариев: 2)
Дата публикации: 31.03.2005 18:55:19


[Другие статьи раздела "Русский вклад"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4583
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: